logo
Учебное пособие по финансовому менеджменту

Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства и является главной формой реализации целей бизнеса. Перспективное финансовое планирование включает следующие виды:

1) с точки зрения поставленных целей и способов их детализации: стратегическое и тактическое,

2) с точки зрения временной детализации (долгосрочное и краткосрочное).

Причем, реализация стратегического планирования начинается в долгосрочной перспективе и продолжается в краткосрочной, а реализация тактического планирования осуществляется в краткосрочной перспективе.

В рамках стратегического долгосрочного планирования осуществляется разработка финансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности, определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов, ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития бизнеса.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. Прогноз может казаться в чем-то менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан.

Краткосрочное финансовое планирование является продолжением долгосрочного планирования и представляет собой конкретизацию его показателей. Краткосрочное финансовое планирование представлено двумя видами: текущим и оперативным.

В рамках текущего планирования осуществляется конкретизация показателей перспективного плана. Текущее финансовое планирование хозяйственной деятельности организации состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. Эти три документа являются результирующими сметами, для составления которых необходимо составить: смету продаж (реализации продукции); смету производства; смету прямых материальных затрат (расхода основных мате­риалов); смету расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат); смету накладных (косвенных) общепроизводственных расхо­дов; смету себестоимости реализованной продукции; смету текущих периодических общехозяйственных расходов; смету капитальных затрат. Рассмотрим механизм составления этих смет.

Смета продаж обычно составляется в первую очередь и обычно включает в себя информацию: о предполагаемых объемах реализации по каждому товару;) ожидаемую цену единицы каждого товара. Пример сметы продаж проиллюстрирован в табл.4.1.

Смета продаж на год Таблица 7.1

Товар и регион

Объем продаж в на­туральном выражении, единицы продукции

Цена единицы продукции, руб.

Всего продаж, руб.

Продукт А:

Регион Х

Регион Y

Регион Z

600 000

300 000

200 000

100000

33

33

33

19 800 000

9 900 000

6 600 000

3 300 000

Продукт В:

Регион Х

Регион Y

Регион Z

120000

60000

40000

20000

41

41

41

4 920 000

2 460 000

1 640 000

820 000

Всего выручка от реализации

24 720 000

В смете производства определяется объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определя­ется. Сметный объем производства в нату­ральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. Смета производства выглядит следующим образом (табл. 4.2).

Смета производства на год., руб. Таблица 4.2

Наименование показателей

Виды продукции

Продукт А

Продукт В

Объем продаж

600 000

120 000

Плюс необходимое количество запасов на конец года

90 000

24 000

Итого

690 000

144 000

Минус величина запасов на нача­ло года

100 000

20 000

Итого объем производства

590 000

124 000

Сметный расчет себестоимости продукции сводит воедино за­траты на материалы, зарплату, организацию и подготовку производ­ства, а также накладные расходы. Структура сметы себестоимости будет зависеть от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии. В любом случае необходимо сохра­нить разделение на постоянные и переменные затраты, причем пе­ременные затраты необходимо указывать отдельно для каждого ви­да продукции. Смета себестоимости реализованной продукции составляет­ся на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также свод­ных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из смет: прямых материальных затрат; затрат по оплате труда; накладных расходов. Рассмотрим названные виды смет.

Смету прямых материальных затрат составляют на основании данных об объемах производства, содержащиеся в смете за­трат производства. Порядок составления сметы прямых материальных за­трат представлен в табл. 4.3., в которой материа­лы «m» и «n» используются для производства продукта «А», а мате­риалы «m» «т» и «k» для производства продукта «В».

Своевременность поставок материалов зависит от четкости взаимодействия между производственным отделом и отделом снабжения, что позволяет удерживать величину материальных за­пасов в разумных пределах.

Смета прямых материальных затрат Таблица 4.3

Показатели

Основные материалы

«m»

«т»

«k»

Количество, необходимое для производства:

  • продукта А

  • продукта В

590 000

248 000

372 000

1 180 000

«+» Необходимое количество за­пасов на конец периода

25 000

50 000

100 000

Итого:

273 000

422 000

1 280 000

«–» Величина запасов на начало периода

53 000

22 000

80 000

Итого количество материалов для закупки

220 000

400 000

1 100 000

Цена единицы материала, руб.

5,50

4,10

1,90

Итого прямые материальные за­траты, тыс. руб.

1 210 000

1 640 000

2 090 000

Всего прямые материальные затраты, тыс. руб.

4 940 000

Смету расходов на оплату труда составляют на основании потребности производства в трудовых ресурсах, определенной в смете производства. Чтобы оценить общие расходы по зарплате, необходимо ко­личество отработанных в производстве часов умножить на средний уровень почасовой оплаты труда. Предположим, что продукты «А» и «В» производятся как в цехе 1, так и в цехе 2. Смету расходов по оплате труда можно представить следующим образом (табл. 4.4).

Смета расходов по оплате труда на год, руб. Таблица 4.4

Наименование показателей

Цех1

Цех 2

Количество рабочих часов, необходимых для производства:

  • продукта А

  • продукта В

  • Итого

64 900

12 400

77 300

104 800

24 800

83 800

Уровень почасовой оплаты, руб.

50

45

Итого расходы по оплате труда, руб.

3 865 000

3 771 000

Всего расходов на оплату труда, руб.

7 636 000

В сме­те накладных расходов отражается ожидаемая величина накладных расходов, которая обычно включает величину наклад­ных расходов по каждой их статье и используется как часть основ­ной сметы (табл. 4.5).

Смета накладных расходов на год, руб. Таблица 4.5

Наименование статьи сметы

Сумма, руб.

Зарплата вспомогательного персонала

1 816 920

Зарплата управленческого персонала

882 304

Энергия и освещение

778 680

Амортизация основных фондов

674 856

Вспомогательные материалы

467 208

Текущий ремонт

363 384

Страхование и налог на имущество

207 648

Итого накладные расходы

5 191 200

На основании операционных смет: затрат на материалы, затрат на оплату труда, накладных расходов и сметы продаж составляется смета себестоимости реализованной продукцией, вид которой представлен в табл. 4.6.

Смета себестоимости реализованной продукции на год, руб. Таблица 4.6

п/п

Наименование статей сметы

Сумма, руб.

1.

Запасы готовой продукции на начало периода

2 719 200

2.

Незавершенное производство на начало периода

543 840

3.

Прямые материальные затра­ты:

  • запасы основных материа­лов на начало периода

  • закупки основных материа­лов

  • стоимость имеющихся в наличии основных материа­лов

  • минус запасы основных ма­териалов на конец периода

  • стоимость основных мате­риалов, израсходованных в производстве

533 700

4 940 000

5 473 700

532 500

4 941200

4.

Прямые расходы на оплату труда основного персонала

7 636 000

5.

Общепроизводственные рас­ходы

5 191 200

6.

Итого производственные рас­ходы (стр. 3+4+5)

17 768 400

7.

Незавершенное производство за весь период (стр. 2+6)

18 312 240

8.

Минус незавершенное произ­водство на конец периода

545 050

9.

Себестоимость произведен­ной продукции (стр. 7-8)

17 767 190

10.

Себестоимость продукции, го­товой к реализации (стр.1 + 9)

20 486 390

11.

Минус запасы готовой про­дукции на конец периода

3 486 390

12.

Себестоимость реализован­ной продукции (стр. 10 - стр. 11)

17 000 000

Смета прибылей и убытков составляется на основе дан­ных, содержащихся в: смете продаж; смете себестоимости реализованной продукции и смете периодических расходов.

Смета текущих (периодических) расходов отражает ожидае­мые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Являясь частью основной сметы, смета текущих расходов классифицирует расходы по отдельным их видам, таким, как зар­плата агентам по сбыту, арендная плата, расходы на страхование и рекламу (табл. 4.7).

Смета текущих расходов на год Таблица 4.7

п/п

Наименование статьи сметы

Сумма, руб.

1.

Расходы по реализации товара

3 090 000

1.1.

Зарплата агентам по сбыту

1 545 000

1.2.

Дорожные расходы

296 000

1.3.

Реклама

927 000

1.4.

Телефонная связь (в части, связанной со сбы­том)

247 000

1.5.

Прочие расходы по реализации

75000

2.

Общие и административные расходы

1 854 000

2.1.

Зарплата административного персонала

927 000

2.2.

Зарплата прочих служащих

278 100

2.3.

Арендная плата

148 320

2.4.

Энергия и освещение

185400

2.5.

Телефонная связь

74160

2.6.

Амортизация офисного оборудования

74 160

2.7.

Расходы на канцтовары

18540

2.8.

Страхование

74160

2.9.

Прочие общие расходы

74 160

3.

Всего текущие расходы

4 944 000

Составленная на основе сметы продаж; сметы себестоимости реализованной продукции и сметы периодических расходов, смета прибылей и убытков представлена в табл. 4.8.

Смета прибылей и убытков аккумулирует в себе информацию из всех других смет (в выручке, переменных и постоянных затратах), а следовательно позволяет проанализировать, какую прибыль полу­чит предприятие в плановом периоде. Она содержит в сжатой фор­ме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет управленцам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей.

Смета прибылей и убытков на год, руб. Таблица 4.8

Выручка от реализации

24 720 000

Себестоимость реализованной продукции

17 000 000

Валовая прибыль

7 720 000

Текущие расходы:

  • расходы по реализации

  • общие расходы

3 090 000

1 854 000

4 944 000

Прибыль от основной деятельности

2 776 000

Прочие доходы:

- доходы от процентов

190 000

Прочие расходы:

- расходы по выплате процентов

170 000

Итого результат от прочей деятельности

20 000

Прибыль до уплаты налога

2 796 000

Налог на прибыль

838 800

Чистая прибыль

1 957 200

Смету капитальных вложений и источников финансирования инвестиций необходимо составлять перед составлением сметы движения денежных средств и сметного баланса. Смета капитальных затрат предназначена для обобщения перспектив по покупке основных фондов. Большинство основных фондов характеризуются относи­тельно долгим сроком службы, поэтому капитальные затраты суще­ственно меняются год от года, поэтому на практике обычно состав­ляется смета капитальных затрат на несколько лет вперед. В табл. 4.9 приведена смета капитальных затрат.

Смета капитальных затрат Таблица 4.9

Статья расходов

Годы

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Оборудование:

580 000

350 000

560 000

480 000

420 000

Подразделение 1

400 000

280 000

360 000

Подразделение 2

180 000

260 000

560 000

200 000

Офисное оборудование

90 000

60 000

Возможные варианты финансирования, просчитываемые в смете капитальных затрат, должны приниматься во внимание при составлении текущих смет. К примеру, ожидаемая величина аморти­зации нового оборудования, приобретенного в текущем году, должна учитываться при составлении сметы накладных расходов и текущих затрат. Отметим, что способ финансирования капитальных затрат также отразится на смете движения денежных средств.

Смета движения денежных средств (денежных потоков) со­держит сведения об ожидаемом приходе и расходе денежных средств в течение дня, недели, месяца или более длительного пе­риода.

В сметах движения денежных средств, как правило, приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Полученная на основании плановых данных разница между приходом и расходом денежных средств за период (сальдо денеж­ных средств на конец периода) сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (ис­ходя из оптимального размера, определенного на предприятии); их разность будет представлять собой либо неизрасходованный изли­шек, либо недостаток денежных средств. Смета движения денежных средств тесно взаимосвязана с другими сметами: сметой продаж, различными сметами производственных и текущих расходов, сметой капитальных затрат и др. Пример сметы денежных средств на 3 месяца приведен в табл. 4.10.

Смета денежных средств на 3 месяца, руб. Таблица 4.10

Наименование показателей

Апрель

Май

Июнь

Денежные поступления:

  • платежи за наличные;

  • поступления по счетам к оплате

  • другие источники (выпуск цен­ных бумаг, доходы от процентов и т.д.)

557 000

225 000

332 000

558 000

197 000

364 000

522 000

265 000

201 000

56 000

Денежные расходы:

  • производственные расходы

  • текущие расходы

  • капитальные затраты

  • прочие расходы (налог на прибыль и т. д.)

491 000

342 000

120 000

29 000

588 000

299 000

141 000

125 000

23 000

599 000

300 000

130 000

75 000

94 000

Рост (уменьшение) наличных де­нежных средств

66 000

0

(-77 000)

Денежные средства на начало ме­сяца

280 000

346 000

346 000

Денежные средства на конец ме­сяца

346 000

346 000

231 400

Минимальная сумма денежных средств

300 000

300 000

269 000

Излишек (недостаток)

46000

46000

(- 31 000)

Сметный пла­новый баланс предприятия группируется в соответствии с рекомендациями международный стандартов. Плановый баланс в форме, рекомендуемый международными стандартами, проиллюстрируем на примере условного предприятия. (табл. 4.11).

Сметный баланс на 31 декабря Таблица 4.11

Наименование статьи баланса

Балансо­вая стои­мость

Активы

Оборотные активы:

  • денежные средства

  • счета к получению

  • легкореализуемые цен­ные бумаги

  • запасы:

  • готовая продукция;

  • незавершенное произ­водство

  • материалы

  • расходы будущих периодов

900 000

535 000

1 625 000

3 486 390

545 000

532 550

93 750

Итого оборотные активы

7 717 690

Внеоборотные активы

Земля

687 500

Здания

2 867 500

Оборудование

1 425 000

Офисное оборудование

261 000

Итого внеоборотные активы

5 241 000

Итого активы

12 958 690

Пассивы

Текущие обязательства:

  • счета к оплате

  • начисленные обязатель­ства

1 450 000

437 500

Итого текущие обязательст­ва

1 887 500

Долгосрочные обязательст­ва:

- закладная

2 250 000

Итого обязательства

4 137 500

Собственный капитал:

  • простые акции

  • нераспределенная при­быль

4 000 000

4 821 190

Итого собственный капитал

8 821 190

Итого пассивы

12 958 690

Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду.

Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность поступлений и выбытий денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы. По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятий регистрируются фактические результаты деятельности организации.

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием имеющихся финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составлении и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи: организация учета временного сопоставления денежных поступлений и предстоящих расходов организации; формирование информации о движении денежных потоков; анализ неплатежей организации и разработка мероприятий по их преодолению; расчет потребности в краткосрочном кредите, в случае временного разрыва между поступлением денежных средств и необходимостью гашения обязательств; расчет временно свободных денежных средств организации и анализ инструментов финансового рынка, с позиции их надежного и выгодного размещения.

Во многих организациях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должна уплатить организация- налогоплательщик. Это повышает платежную дисциплину, что позволяет избегать просрочек и пени.

Кроме платежного календаря в организациях составляется кассовый план, представляющий собой план оборота наличных денежных средств, который необходим для контроля за поступлением и расходованием имеющихся денежных средств.