4. Инструменты регулирования инвестиционной деятельности.
1. К инструментам правового регулирования относят следующие:
- разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;
- заключение договоров;
- принятие государственных инвестиционных программ;
- система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.
2. К административным инструментам относят:
- регистрация;
- лицензирование;
- квотирование;
- применение системы санкций и ограничений;
- разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;
- введение административных мер (изъятий ограничительного характера);
- согласительно-разрешительные (распорядительные процедуры);
- управление государственной собственностью.
3. К экономическим инструментам относят:
3.1. Активно-структурные инструменты:
а) государственная поддержка:
- прямая (финансами, гарантиями);
- косвенная (квотами, тарифами и пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие расходы государства);
- стимулирующий характер механизма изъятия;
- инвестиционные и реинвестиционные скидки;
- продажа или использование на выгодных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);
б) государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, налоговое кредитование и т.д.);
в) государственное участие:
- государственные закупки;
- государственное потребление;
- защита инвестиций;
г) прямое проектное финансирование;
д) управление внешним долгом.
3.2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики):
- доходные статьи бюджета;
- расходные статьи бюджета;
- специальные налоговые режимы;
- дифференциация налоговых ставок;
- освобождение от налогов;
- налоговые льготы;
- экспортные и импортные пошлины и сборы;
- дотации, субсидии, субвенции;
- амортизационная политика.
3.3. Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики):
- регулирование эмиссии общей денежной массы;
- установление предельных ставок банковского ссудного процента;
- льготные займы;
- операции на рынке ценных бумаг;
- антиинфляционные меры;
- регулирование процентной ставки по операциям Центрального Банка;
- рефинансирование коммерческих банков;
- регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков.
5. Регулирование страховой деятельности.
Известны три системы регулирования деятельности страховщиков:
• система публичности;
• нормативная система;
• система материального надзора.
При использовании системы публичности на страховщиков лишь возлагается обязанность в установленные сроки представлять государственным органам отчеты о своей деятельности, а также публиковать их в открытых изданиях. При этом имеется в виду, что потребители услуг, изучив такую отчетность, должны составить представление о деятельности страховой организации и определиться с целесообразностью заключения с ней договора страхования.
Такая система является наиболее либеральной, она и не обеспечивает потребителей страховых услуг должными гарантиями, поскольку неспециалисту вряд ли реально составить на основе опубликованных данных верное представление о состоянии дел в страховой организации. К тому же при таком порядке никак не защищены интересы тех лиц, которые заключили договоры страхования еще до того, как у страховщика были обнаружены какие-либо проблемы. Наконец, совершенно не осуществляется контроль государства за условиями заключаемых договоров страхования. Поэтому в чистом виде такая система сейчас практически не используется.
Суть нормативной системы состоит в том, что, помимо требований, предусматриваемых системой публичности, государство устанавливает определенные требования (нормативы), которым должны соответствовать как те организации, которые только приступают к страховой деятельности, так и уже функционирующие на страховом рынке. Эти требования могут быть связаны с финансовой стороной деятельности страховщиков (размерами их капиталов, соответствием принятым обязательствам и т.п.), организационно-правовыми формами организаций-страховщиков, регулярностью предоставления ими отчетности и т.д. При невыполнении этих требований на страховщиков накладывают установленные санкции. Данный метод уже в течение длительного времени используется в Великобритании, а с созданием единого внутреннего рынка стран-членов ЕС в сфере страхования — и в других странах-членах ЕС.
Наконец, система материального надзора предполагает, что, помимо возложения на страховщиков обязанности публиковать отчетность о своих операциях и осуществления контроля за выполнением страховщиками установленных требований, надзирающие органы следят за условиями договоров страхования, с которыми страховые организации выходят на рынок, за размерами тарифных ставок по ним, за порядком формирования резервов и т.д. Например, контроль за условиями договоров страхования имеет своей целью недопущение ущемления интересов страхователей и других лиц, участвующих в таких договорах. Регулирование размеров тарифных ставок осуществляется для пресечения фактов осуществления страховщиками ценового демпинга, т.е. установления в целях привлечения страхователей размеров тарифных ставок на таком низком уровне, который не позволит собрать страховые взносы, достаточные для выполнения страховщиками своих обязательств при наступлении страховых случаев.
Таким образом, система материального надзора значительно шире нормативной системы по охвату объектов регулирования. При этом она во многом опирается на принцип, в соответствии с которым ничто не может быть сделано страховщиком без получения разрешения в органе страхового надзора. Методы государственного регулирования состоят в:
• принятии законов и других нормативных актов в области страхования;
• контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;
• регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;
• контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;
• наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.
Можно выделить три типа построения системы регулирования страховых отношений с точки зрения организации деятельности органов государственной власти. В большинстве европейских государств, равно как и в России, применяют систему страхового надзора, единую для всей страны. В Канаде некоторые аспекты страхования регулируются на федеральном уровне, но основные полномочия переданы властям провинций. Наконец, в США федеральное законодательство в области страхования отсутствует и регулирование данной сферы деятельности осуществляется на уровне штатов.
Государственному регулированию подлежат:
• деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);
• деятельность страховых посредников;
• деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).
Занятие 3.
1. Инструменты регулирования уровня жизни населения.
Существует три основных направления регулирования уровня жизни:
1. С помощью государственных минимальных социальных стандартов. Данные стандарты направлены на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. ГМСС - установленный законодательством минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. С помощью ГМСС определяются: минимальные доходы и минимальный прожиточный минимум; минимальный размер социальных пособий и выплат; номенклатуры, перечня и набора бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы; нормы обеспечения населения социальными услугами и т.д.
2. С помощью регулирования оплаты труда. В нашей стране работодатели начисляют з/п без учета инфляционного роста цен, что приводит к снижению цены рабочей силы, поэтому главная задача государства- определить размер з/п на уровне цены рабочей силы. Основные меры: социальное партнерство, совершенствование налогового законодательства, адресность социальной защиты, предоставление льгот населению, обязательное социальное страхование, программно-целевой подход по различным схемам и другие.
3. С помощью регулирования социального развития. При формировании долгосрочной социальной политики наряду с целевыми установками в области потребления существенное значение имеют задачи обеспечения населения жильем и услугами. Относительно сложной проблемой остается анализ народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.
2. Финансовый механизм выравнивания уровня жизни работающих и неработающих членов общества.
Современная система социальной защиты делится на три подсистемы:
• социальное страхование (добровольно-корпоративное и обязательное, государственное) – это форма социального обеспечения, посредством которой лица, удовлетворяющие установленным требованиям, имеют право, с учетом уплаченных в страховое учреждение (организацию) взносов, на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определенных законом;
• социальное обеспечение – совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги);
• социальное вспомоществование (социальная помощь) – это форма социального обеспечения, посредством которой определенные категории лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, в особенности находящиеся на иждивении дети и нуждающиеся инвалиды, престарелые лица и вдовы, получают право на пособия в приемлемых размерах в соответствии с установленной шкалой.
Значение социального страхования в системе социальной защиты населения. По мере развития экономики и общественного устройства функции, место и роль социального страхования расширяются, а его значение в системе социальной защиты значительно возрастает. Это связано с множеством факторов, но в первую очередь с расширением перечня покрываемых социальныхрисков. Конституционной основой этого процесса является п. 1 ст. 39 Конституции РФ, где заложена возможность расширения социальных рисков: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В этой и других статьях (ст. 7 и 41) также указано, что поощряются добровольное социальное страхование, создание частных систем здравоохранения, дополнительных форм социального обеспечения.
Важнейшая экономическая функция социального страхования заключается в создании необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов. Вместе с тем социальное страхование — это неотъемлемая часть политики государства в социальной сфере. В этом плане система социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.
Таким образом, посредством социального страхования общество решает следующие задачи:
• формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе;
• обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов;
• сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;
• добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.
Материальной основой данных частей социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования.
3. Бюджетное регулирование социально-экономического развития территорий.
Фонды регулирования создаются с целью помощи маломощным в социально-экономическом отношении регионам за счет более сильных. Обычно формируются за счет отчислений от одного-двух наиболее универсальных налогов.
В практике взаимоотношения федеральных, региональных и местных бюджетов нашли применение все перечисленные методы бюджетного регулирования.
Основу бюджетного регулирования составляет разделение доходов на закрепленные и регулирующие.
Закрепленными являются доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) поступают в соответствующий бюджет. В частности, для региональных бюджетов таковыми являются региональные налоги, часть налога на прибыль (в соответствии с региональной ставкой).
Регулирующие доходы - это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей. Традиционно к таким доходам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы. Конкретный перечень регулирующих доходов устанавливается в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
С 1994 г. формируется федеральный бюджетный фонд финансовой поддержки регионов. Источником является НДС, зачисляемый в федеральный бюджет. В 1994 г. в фонд зачислялось 22% от этой суммы, в 1995 г.-27%.
Фонд распределяется между регионами в форме трансфертов (передаточных платежей). Для расчета трансфертов определяется доля (в %) каждого региона в распределении будущих фактически поступающих в фонд средств. С этой целью введены два статуса регионов: " регион, нуждающийся в поддержке " и " регион, особо нуждающийся в поддержке". Принцип присвоения регионам соответствующего статуса следующий: на основе специальных расчетов сравнивается среднедушевой бюджетный доход всех регионов России и бюджетный доход на одного жителя в конкретном регионе.
Таким образом доходная база региональных и местных бюджетов имеет следующую структуру:
- собственные доходные источники (закрепленные и регулирующие доходы);
- трансферты из фонда финансовой поддержки регионов;
- заемные средства привлекаемые за счет получения кредитов из других бюджетов и выпуска региональных и местных займов.
4. Финансовые методы воздействия на развитие международных экономических отношений в условиях глобализации.
Финансы как экономический инструмент хозяйствования используются для осуществления интеграции России в мировую экономику. Финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических связей, выступает орудием реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества России. Функционируя в международной сфере, финансы оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции.
Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:
1) изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества;
2) регулирование международных интеграционных процессов;
3) стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.
Финансы оказывают влияние прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.
Важной формой международного сотрудничества является участие России в международных организациях и фондах. Это участие предполагает внесение соответствующих квот в уставные капиталы и бюджета данных организаций. Источниками взносов выступают валютные и другие финансовые фонды и ресурсы участвующих национальных организаций и государственных структур. Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.
Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний в различные отрасли отечественной экономики. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредита на территории России и финансируемые иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также из бюджетов иностранных государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические лица.
Иностранные инвестиции в экономику России способствуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику. С целью стимулирования иностранных и совместных предприятий устанавливается система финансовых, валютных и иных льгот.
За правильностью и законностью ведения финансовых операций в сфере внешнеэкономической деятельности установлен финансовый, валютный и таможенный контроль, и при обнаружении нарушений и злоупотреблений исполнительные органы применяют установленные законодательством санкции и штрафы, регулируя таким образом порядок финансовых отношений.
Как особая сфера функционирования, финансы в экономической деятельности обладают специфическими актами. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в рублях, но и в иностранной валюте.
- Тема 4. Финансовый рынок: структура, участники, инструменты и роль в современных условиях.
- 1. Понятие финансового рынка и его структура.
- 2. Функции финансового рынка и его роль в воспроизводственном процессе.
- 3. Место рынка ценных бумаг в структуре финансового рынка.
- Тема 4. Занятие 2. Вопрос 1.
- Вопрос 3. Формы участия физических лиц в операциях на финансовом рынке.
- 2. Формы участия государства в операциях на финансовом рынке.
- 1. Инфраструктура финансового рынка.
- 2. Институциональные инвесторы.
- 3. Функции биржи.
- 4. Типы биржевых систем.
- 1. Развитые и развивающиеся финансовые рынки.
- 2. Характерные черты секторов российского финансового рынка.
- Тема 5. Финансовая политика.
- 1. Современные теоретические представления о сущности финансовой политики.
- 2. Типы финансовой политики.
- 3. Виды финансовой политики, её важнейшие составляющие.
- 1. Понятие и механизм государственной (макроэкономической) финансовой политики.
- 2. Основные направления финансовой политики рф на современном этапе.
- 1. Понятие финансовой политики организаций.
- 2. Направления развития финансового механизма, необходимые для достижения целей российской государственной финансовой политики.
- 1. Задачи и инструменты финансовой политики коммерческих организаций.
- 2. Задачи и инструменты финансовой политики некоммерческих организаций.
- Тема 6. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
- 4. Инструменты регулирования инвестиционной деятельности.
- Тема 7. Функциональные основы управления финансами.
- Тема 7. Занятие 1. Вопрос 9.
- Тема 7. Занятие 1. Вопрос 10.
- 1. Финансовый контроль: его содержание и значение. Принципы организации финансового контроля.
- 2. Классификация форм, методов и способов проведения финансового контроля.
- 4. Аудиторский финансовый контроль, его роль и значение.
- 5. Счетная Палата рф, ее функции и роль в осуществлении финансового контроля.
- 7. Федеральное казначейство Министерства финансов рф, его функции и роль в осуществлении финансового контроля.
- 8. Банк России как мегарегулятор операций на финансовом рынке.
- Тема 8. Организационно-правовые основы управления финансами.
- 1. Объекты и субъекты государственного управления финансами в рф.
- 2. Полномочия органов законодательной власти по управлению финансами.
- 3. Полномочия органов исполнительной власти по управлению финансами.
- 4. Структура и функции Министерства финансов рф как органа управления финансами.
- 5. Состав и функции органов управления финансами на муниципальном уровне.
- 6. Органы управления финансами в субъектах рф и их функции.
- Тема 8. Занятие 1. Вопрос 7.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6 .
- Вопрос 7.