logo
lektsia_4

Бизнес- планирование на строительном предприятии

Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы* или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем.

Цели бизнес – планирования:

  1. Выявление незаполненных ниш на рынке для позиционирования товара;

  2. Позиционирование товара на рынке;

  3. Определение необходимых ресурсов для производства и продвижения товара на рынке;

  4. Определение потенциальной конкурентоспособности предприятия;

  5. Определение потенциальной рентабельности и финансовой устойчивости предприятия;

  6. Выявления рисков предпринимательской деятельности;

  7. Конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;

  8. Привлечение внимания и обеспечение поддержки со стороны потенциальных инвесторов.

Также важной целью бизнес - планирования называют получение опыта планирования, развития перспективного взгляда на рабочую среду организации.

Бизнес - план может выполнять следующие функции:

Бизнес-план необходим менеджерам и производственникам, поставщикам, банкам и инвесторам для эффективного решения организационно-экономических вопросов, возникающих при техническом, материальном, трудовом, финансовом и правовом обеспечении производства и реализации продукции. В нем обосновывают идеи, цели и задачи развития предприятия, пути и эффективность их реализации в условиях конкуренции, меняющейся ситуации на рынках сбыта продукции, различного рода рисков.

Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.

«Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой.

Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения среды, в которой он осуществляется. Безусловно, для создания и реализации проектов требуются ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические.

В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы. Так для:

- руководителя проекта и команды - долю в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;

- заказчика (владелец) - доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и в конечном итоге преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении;

- органов власти - налоги со всех участников, а также решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона, на территории которого реализуется проект;

- потребителей - товары и услуги;

- инвесторов - возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования;

- других заинтересованных сторон - удовлетворение своих экономических и неэкономических интересов. [6]

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, руководителем лишь подписан. Это не означает, что не следует пользоваться услугами консультантов, наоборот, привлечение консультантов, как правило, приветствуется инвесторами. Вместе с тем, включаясь в эту работу лично, руководитель фирмы как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту и двинуться дальше?

Отличие бизнес – планирования от стратегического планирования.

1. В отличие от стратегического плана бизнес план включает не весь комплекс общих целей организации, а только одну цель создания и развития нового бизнеса (бизнес план основан на стратегии развития).

2. Стратегический план – план с растущим горизонтом времени. Бизнес план предполагает четкие сроки окончания проекта (обычно с ликвидацией основных фондов).

3. В бизнес плане функциональные составляющие (план производства, план маркетинга) носят не вторичный, а первичный признак важности, то есть являются основными элементами (разделами) плана.

Отличие бизнес плана и ТЭО.

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта содержит подробную информацию обо всех аспектах проведения работ в ходе реализации инвестиционной и эксплутационной фаз. В соответствии со стандартами UNIDO, ТЭО должно содержать нижеследующую информацию, которую можно представить в виде основных разделов:

  1. Структурный план (резюме всех основных положений каждой главы);

  2. Общие условия осуществления проекта и его исходные данные (авторы проекта, исходные данные по проекту, уже проведенные исследования стоимости и капиталовложений и т.д.);

  3. Рынок и мощности производства;

  4. Материальные факторы производства (сырье и ресурсы, необходимые для производственного процесса) - (приблизительные потребности в факторах производства (наличие ресурсов и сырья), положение с их поставками в настоящем и будущем, приблизительный расчет годовых издержек на местные и иностранные материальные факторы производства и т.д.);

  5. Места нахождения и территория (предварительный выбор места нахождения, включая, при необходимости, расчет стоимости аренды земельного участка или помещения и т.д.);

  6. Проектно-конструкторская документация (предварительное определение рамок проекта, технология производства и оборудование, объекты гражданского строительства, необходимые для нормального функционирования предприятия и т.д.);

  7. Организация предприятия и накладные расходы (приблизительная организационная структура, сметные накладные расходы и т.д.);

  8. Трудовые ресурсы (предполагаемые потребности в ресурсах с разбивкой по категориям рабочих: ИТР, служащие, основные специалисты (местные / иностранные); предполагаемые ежегодные расходы на трудовые ресурсы в соответствии с вышеуказанной классификацией, включая накладные расходы на оклады и заработную плату и т.д.);

  9. Планирование сроков осуществления проекта (предполагаемый примерный график осуществления проекта, смета расходов на осуществление проекта и т.д.);

  10. Финансовая и экономическая оценка (общие инвестиционные издержки, финансирование проекта, производственные издержки, финансовая оценка, национальная экономическая оценка и т.д.).

  1. Эффективность бизнеса и возможные перспективы (оценка перспективности данного направления бизнеса, определение возможностей для развития данного вида бизнеса в выбранном регионе и т.д.).

Технико-экономическое обоснование является всесторонним исследованием и изучением инвестиционного проекта и, следовательно, должно содержать всю необходимую для российского и иностранного инвестора информацию с учетом возможности участия в проекте и нескольких участников с различными видами ресурсов (финансовые средства, оборудование и т.д.).

Главным отличием ТЭО и бизнес плана является отсутствие в ТЭО описания внешней среды проекта (рынок сбыта, маркетинг, конкуренты). ТЭО гораздо меньше внимания уделяет вопросам сравнительной эффективности проекта.

В рыночных условиях описание внешней среды является более важным, чем описание проекта, поэтому БП вытесняет ТЭО и становится документом, который используется при разработке ПОС. Так как организация строительного производства осуществляется на основании СНиП3.01.01.85 «Организация строительного производства», то необходимым требованием бизнес – планирования является выделение в рамках производственного плана раздела ТЭО.