logo
lektsia_4

Титульный лист

Титульный лист содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством фирмы. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и финансовом плане.

1.Резюме

Резюме находится в начале документа и служит для краткого отражения основных идей и параметров плана. Писать же его следует, как видно из определения, в последнюю очередь.

Последняя страница резюме должна быть посвящена основным финансовым результатам, которые ожидают получить от реализации проекта (производства). При этом необходимо привести сведения об объемах выпуска продукции и выручке от ее продаж на ближайшие годы, затраты на производство, валовую прибыль, уровень рентабельности производства и продукции, срок окупаемости затрат, в течение которого гарантировано возвращение взятых у инвесторов (банков) средств, кредитов.

2. Строительная продукция и услуги

Раздел начинается с анализа вашего бизнеса на текущий момент, описываются основные направления и цели деятельности фирмы, история бизнеса, а также характеристика отрасли промышленности, к которой относится проект. Отражается текущая ситуация и тенденции ее развития. Если компания имеет репутацию на рынке, то вышеперечисленные вопросы выносятся в отдельный раздел; «История бизнеса».

В этом разделе характеризуют продукт, услуги предлагаемые будущим покупателям. При этом очень важно иметь наглядное изображение или образец нового товара (архитектурные чертежи, примерные планы квартир, образцы вариантов отделки и т.п.).

Следует также отразить примерную цену, по которой можно будет продать товар, услугу, его себестоимость, наличие лицензии (патентных прав).

3. Рынок сбыта.

В условиях рыночной экономики важно дать ответ на вопрос о возможностях рынка приобрести вашу продукцию и о желании это сделать. При написании строительного бизнес- плана важно оценить рынок с позиций его насыщенности, размеров и возможностей роста, доли на рынке вашей продукции, наличия платежеспособного спроса, наличия аналогичной продукции. При написании данного и последующих двух разделов используют методики маркетинговых исследований, экспертный метод оценки, проводят сбор и анализ первичной информации, статистических данных.

4. Анализ конкуренции на рынке сбыта.

Оценка конкурентов должна быть предельно достоверной, с указанием недостатков в их стратегии или качественных характеристиках товаров, которые обеспечат достижение успеха в сбыте нового товара. Описываются так же объемы производства продукции, поставщики сырья, рентабельность производства, методы ценообразования конкурирующих фирм, возможности конкурировать на рынке ценой, качеством, уникальными особенностями готовой строительной продукции. При этом особое внимание следует уделить ценовой политике, обеспечит ли цена, принятая конкурентом, прибыль вашей фирме, сможете ли вы обосновать цену, отличную от назначенной конкурентами (низкие издержки, более высокое качество продукции или обслуживания). Обычно строительный рынок не монополен и поэтому не дает возможностей конкурировать ценой. С другой стороны, строительная продукция всегда обладает уникальными качествами (архитектурно- планировочное решение, местоположение объекта, набор дополнительных услуг и послепродажного сервиса).

5. Стратегия маркетинга.

Этот раздел бизнес-плана органически связан с предыдущими двумя разделами. Он включает изучение и анализ многих данных о способах организации продажи товаров, услуг, их ценах и уровне рентабельности, затратах на рекламу, путях обеспечения постоянного роста объемов продаж, достижении высокой репутации данных товаров и услуг в глазах общественности и т.п.

6. План производства.

Данный раздел составляют для проведения технико-экономического обоснования производства нового товара или услуг в необходимом количестве и качестве в нужные сроки, чтобы показать потенциальным партнерам возможность и целесообразность достижения поставленной цели. В результате следует ответить на ряд вопросов:

Раздел должен включать схему производственных потоков, расчет и анализ производственной программы предприятия. Завершает раздел оценка издержек производства и их динамики на перспективу.

Инвесторов кроме того интересует как осуществляется контроль над основными элементами, входящими в стоимость продукции (например, затраты на оплату труда и материалы).

Обычно бизнес- план строительного производства пишут уже имея разработанную в соответствии со СниП техническую и проектную документацию (в частности ПОС - проект организации строительства и ППР - план производства работ). Особенностью написания бизнес- плана в строительстве является более подробное рассмотрение технических и технологических вопросов производства работ по созданию готовой строительной продукции.

7.Организационный план.

В этом разделе отражают все организационные связи с партнерами, учредителями и т.п. и обосновывают организацию производственной деятельности. Составляют примерное штатное расписание, возможно, кратко описывают функционал специалистов, их профиль, образование, опыт, зарплату, показывают пути привлечения кадров. В случае уже работающего персонала дают краткие биографические справки сотрудников, делая упор на их квалификацию, прежний опыт работы.

Приводят организационную структуру предприятия, механизм взаимодействия всех служб предприятия, способы координации и контроля их деятельности.

8. Юридический план.

В этом разделе, необходимом при создании нового предприятия, для инвесторов и партнеров следует обосновать его организационно-правовую форму, от которой зависит успех проекта, а также условия различных договоров (аренды, с партнерами, поставщиками, учредителями, потребителями, подрядчиками и субподрядными организациями и т.п.).

9. Оценка риска и страхование.

Данный раздел включает расчет, анализ и оценку риска проектных решений в достижении поставленной цели. Подробнее вопрос оценки рисков будет описан в п.4.5.

10. Финансовый план

Этот раздел призван обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план составляется на весь период реализации бизнес - проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключении определяется срок окупаемости или точка самоокупаемости.

Задача финансового плана - доказать эффективность проекта на всем периоде реализации. Документом, который поможет вам структурировать финансовый план и сделать его удобным для анализа потенциальными инвесторами, могут стать методические рекомендации по оценки эффективности инвестиции. В них коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.

В качестве эффекта на t-ом шаге (Эt) выступает поток реальных денег.

При осуществлении проекта выделяется три вида деятельности:

инвестиционная (1), операционная (2) и финансовая(3).

В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств. Разность между ними обозначим через Фi(t)

Фi(t) = Пi (t) - Оi (t) , где (i= 1,2,3).

Потоком реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом щаге расчета).

Ф(t) = [П1(t) - О1(t)] + [П2(t) - О2(t)] = Ф1(t) + Ф+ (t)

Сальдо реальных денег b(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности (также на каждом шаге расчета).

Поток реальных денег от инвестиционной деятельности включает в себя следующие виды доходов и затрат, распределенных по периодам (шагам ) расчета: земля; здания и сооружения; машины и оборудование; нематериальные активы; прирост оборотного капитала.

Поток реальных денег от операционной деятельности включает в себя следующие виды доходов и затрат: выручка; внереализационные доходы; переменные затраты; постоянные затраты; амортизация зданий, оборудования, проценты по кредитам; налоги и сборы.

Поток реальных денег от финансовой деятельности включает в себя следующие виды притока и оттока реальных денег: собственный капитал (акции, субсидии и др.); краткосрочные кредиты; долгосрочные кредиты; погашение задолженностей по кредитам; выплата дивидентов.

Необходимым критерием принятия инвестиционного проекта является положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы.

Кроме того принято рассчитывать основные критерии экономической эффективности инвестиций. Подробнее о них в п.4.6.

11. Источники и объем требуемых средств

Исходя из расчетов сальдо накопленных реальных денег и первоначальных условиях инвестирования, уточняется размер инвестиций. Также в этом разделе плана описываются источники получения средств, форму и сроки получения ресурсов. Оговариваются сроки возврата кредита.