4.2.9. Проверка организации и ведения бюджетного учета и достоверности представляемой отчетности.
Для установления состояния бухгалтерского учета и отчетности, необходимо выполнить три этапа:
изучить локальные, регламентирующие бухгалтерский учет акты;
проверить соответствие бухгалтерского учета и отчетности действующей нормативно-правовой базе;
провести анализ отчетности по составу и содержанию.
При выполнении проверки в первую очередь знакомятся с приказом об учетной политике, в котором определены варианты учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также форма, техника ведения и организация бухгалтерского учета, исходя из особенностей своей деятельности.
При изучении локальных актов необходимо:
- установить имеется ли утвержденное в установленном порядке Положение о бухгалтерской службе и как оно выполняется;
- проверить - установлены ли главным бухгалтером (руководителем бухгалтерской службы) служебные обязанности для работников бухгалтерии.
Основными задачами бухгалтерского учета является:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественного положения, необходимой для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.7
При проверке правильности ведения бухгалтерского учета необходимо:
- установить выполняются ли требования Инструкции8 в части разграничения учета средств, получаемых из бюджета и из внебюджетных источников;
- изучить структуру бухгалтерской службы, формы и методы ведения бюджетного учета;
- проверить состояние бюджетного учета и отчетности;
- проверить правильность оформления первичных документов:
правильность заполнения реквизитов;
наличие исправлений, не оговоренных в установленном порядке;
подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц;
правильность подсчетов в документах;
достоверность первичных документов;
проверить правильность открытия лицевых счетов.
Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок в организациях, с которыми проверяемая организация имеет хозяйственные связи.
1) Проверка учета основных средств:
- заключаются ли договоры о полной материальной ответственности с материально ответственными лицами;
- соблюдается ли установленный порядок оформления поступления основных средств, правильность отнесения ценностей к основным средствам, своевременность и правильность их оприходования;
- правильность и законность списания основных средств и безвозмездной их передачи.
Необходимо помнить, что основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бюджетном учете по рыночной стоимости.
Проверка учета непроизведенных и нефинансовых активов:
- правильность документального оформления при оприходовании и выбытии непроизведенных активов;
- установить законность права собственности на объекты непроизведенных активов;
- правильность документального оформления при оприходовании и выбытии нефинансовых активов.
Учет материальных запасов:
При проверке следует обратить внимание:
- состояние складского учета;
- наличие договоров о материальной ответственности;
- все ли материальные ценности находятся на ответственном хранении материально ответственных лиц;
- соблюдается ли порядок выдачи и учета доверенностей на получение товарно-материальных ценностей;
- правильность списания материальных ценностей, в том числе топлива и ГСМ согласно установленным нормам.
Учет денежных средств, находящихся на счетах учреждений:
- правильность открытия лицевых счетов в органах казначейства;
- правильность оформления первичных документов (наличие визы руководителя к оплате, органа казначейства об исполнении).
Учет кассовых операций:
- инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;
- правильность оформления и учета операций, связанных с приемом и выдачей через кассу денежных средств по счету 020130000 «Денежные средства в кассе», различных денежных документов по счету 020135000 «Денежные документы» (оплаченные талоны на бензин и масла, на питание, путевки и др.).
- соответствие осуществляемых операций при оформлении и учете требованиям Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40.
6) Учет расчетов:
В процессе проверки учета средств, находящихся в расчетах по выданным авансам и принятым обязательствам, следует обратить внимание на состояние расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками, с подотчетными лицами, по платежам в бюджет, с территориальными государственными внебюджетными фондами.
При рассмотрении учета расчетов с дебиторами и кредиторами следует установить:
- причины образования дебиторской и кредиторской задолженности;
- сроки возникновения задолженности по каждому дебитору и кредитору;
- меры, принятые к её погашению или взысканию;
- соблюдение порядка списания дебиторской и кредиторской задолженности.
П ри проверке соответствия бухгалтерского учета и отчетности действующей нормативно-правовой базы необходимо установить:
- выполняются ли предложения по результатам предыдущих проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности;
- соблюдаются ли установленные правила хранения в бухгалтерии первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы до передачи их в архив;
- выполняются ли главным бухгалтером обязанности, возложенные на него Федеральным законом от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- своевременно ли предоставляются бухгалтерии все необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы;
- ведутся ли все предусмотренные инструкциями и приказами Минфина РФ учетные регистры, правильность, своевременность и аккуратность записей операций в этих регистрах;
- соответствие остатков на начало года в учетных регистрах данным за предыдущий год, выведены ли итоги оборотов за месяц и в надлежащих случаях с начала года, а также остатки по соответствующим субсчетам;
- наличие подлинных документов, своевременность и правильность их составления, оформления и соответствия их установленным формам;
- правильно ли оформлены и составлены регистры бухгалтерского учета (журналы-ордера, накопительные ведомости);
- соответствуют ли итоги остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов книги «Журнал-главная» и показателям финансовой отчетности.
При выявлении несоответствий вычисляют величину отклонений по каждому из бухгалтерских счетов.
Величина отклонения показателей финансовой отчетности от итоговых остатков аналитических счетов будет свидетельствовать о величине искажения финансовой отчетности. Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц9.
При анализе отчетности по составу и содержанию устанавливается:
1) правильность составления отчетности в объемах и по формам, установленным Министерством финансов РФ10;
2) правильность и полнота заполнения показателей, предусмотренных в формах отчетности, согласованность взаимосвязанных показателей, приведенных в отдельных формах, между собой и с балансом, а также правильность арифметических подсчетов;
3) соответствие данных синтетического и аналитического учета данным форм бухгалтерской отчетности.
При проверке достоверности предоставляемой отчетности устанавливается:
- правильность проведения инвентаризации, определение ее результатов и отражения их в учете;
- своевременность и полноту представляемой бюджетной отчетности;
- соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета;
- соответствие данных бюджетной отчетности данным бюджетного учета;
- согласованность взаимосвязанных показателей отдельных форм.
- 12 Декабря 2011 г.,
- Общие положения
- 2. Цели и задачи проверки
- 3. Методические основы проведения контрольных мероприятий. Методы и приемы финансового контроля
- 3.1. Приемы документального контроля
- 3.2. Приемы фактического контроля
- 3.3. Измерители (показатели), применяемые в ходе контрольного мероприятия
- 4.1.1. Планирование контрольного мероприятия и предварительное изучение объекта проверки
- 4.1.2. Подготовка программы проведения проверки
- 4.2. Основной этап (непосредственная проверка)
- 4.2.1. Анализ нормативной правовой базы и учредительных документов, регулирующих деятельность муниципального учреждения.
- 4.2.2. Проверка правильности составления бюджетной сметы, обоснованности расчетов к ней
- 4.2.3. Проверка правильности формирования муниципального задания и его финансовое обеспечение
- 4.2.4. Анализ исполнения бюджетной сметы
- Группа 200 «Расходы».
- Группа 300 «Поступления нефинансовых активов».
- Статья 220 «Приобретение услуг»
- 3) Группа 300 «Поступления нефинансовых активов»
- Статья 240 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям»
- 4.2.5. Анализ плана финансово-хозяйственной деятельности
- 4.2.6. Проверка целевого использования бюджетных средств
- 4.2.7. Проверка использования муниципальной собственности
- 4.2.8. Проверка предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
- 4.2.9. Проверка организации и ведения бюджетного учета и достоверности представляемой отчетности.
- 4.2.9. Проверка устранения недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками
- 4.3. Заключительный этап
- 4.3.1. Оформление результатов проверки
- 4.3.2.Отчет по результатам контрольного мероприятия
- 4.3.3. Требования к содержанию отчета
- Полнота отчета
- Точность отчета
- Объективность отчета
- Убедительность отчета
- Ясность отчета
- Лаконичность отчета
- Заключение