logo
otvety_na_gosy_2_razdel

5. Прибыль предприятия. Управление формированием и распределением прибыли.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует фин. результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

На уровне хозяйствующего субъекта прибыль является конечным финансовым результатом его работы, главной целью предпринимательской деятельности, служит показателем ее оценки.

Прибыль производственного предприятия представляет собой разность между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль играет важную роль в конкурентной борьбе предприятий. Она влияет на их финансовую устойчивость. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный предприятием в результате его хозяйственной деятельности. Прибыль является составной частью формирования финансовых ресурсов предприятия и играет стимулирующую роль в его развитии. Прибыль хозяйствующих субъектов через налоговую систему является одним из источников формирования бюджетов страны.

Управление прибылью

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Исходя из этой главной цели можно сформулировать систему основных задач:

- максимизация размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре.

- обеспечение оптимального соотношения между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. С учетом отношения менеджеров к хозяйственным рискам формируется допустимый их уровень.

- обеспечение высокого качества формируемой прибыли;

- обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде.

- обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли.

Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:

1) управление формированием прибыли;

2) управление распределением и использованием прибыли.

Управление формированием прибыли

На объемы получаемой предприятием операционной прибыли оказывает влияние множество различных факторов, которые можно свести в следующие три группы: а) факторы, определяющие выручку от реализации продукции, работ, услуг (рыночный спрос, цены, объемы продаж); б) факторы, обуславливающие механизм затрат (себестоимость продукции, административные и другие расходы); в) факторы, связанные с налогообложением (прямые и косвенные налоги, обязательные отчисления и платежи).

В этой связи основные направления управления образованием прибыли от операционной деятельности предприятия должны предусматривать: 1. Анализ состояния и динамики операционной прибыли, в том числе по номенклатуре продукции (работ, услуг), выявление позитивных и негативных обстоятельств, оказывающих воздействие на ее формирование. 2. Определение возможностей увеличения производства и реализации рентабельной продукции за счет улучшения ее качества и конкурентоспособности на рынке, расширения маркетинговых исследований. 3. Выработку соответствующей политики цен, обеспечивающую рост потребительского спроса на товары, работы и услуги предприятия. 4. Корректировку ассортимента продукции с точки зрения максимизации получаемой прибыли. 5. Разработку мероприятий по снижению себестоимости продукции (работ, услуг), административных и других расходов, соблюдению режима экономии материальных, топливно-энергетических и других ресурсов. 6. Использование приемов и методов управления формированием прибыли в процессе реализации конкретных видов продукции.

Рыночная экономика, характерной особенностью которой является конкуренция и изменчивость спроса, требует пристального внимания к механизму образования прибыли предприятия и соответствующего им управления. Даже рентабельная реализация продукции и данный момент под влиянием непредвиденных обстоятельств рынка может резко измениться в сторону ее убыточности.

Управление распределением прибыли

Полученная прибыль предприятия распределяется по двум основным направлениям:

·        на финансирование полных затрат на уровне государства путем уплаты в государственный и местный бюджеты налога на прибыль;

·        на формирование на уровне предприятия финансовых результатов или денежных фондов, которые имеют огромное значение.

Использование чистой прибыли:

·        создание резервного фонда;

·        выплата дивидендов;

·        увеличение уставного фонда;

·        другие направления

Управление распределением прибыли предприятия включает решение следующих задач:

·        обеспечить увеличение абсолютной суммы прибыли после уплаты налога на прибыль;

·        обеспечить увеличение абсолютной суммы чистой прибыли предприятия;

·        определение оптимального размера прибыли, которая направляется на выплату дивидендов.

В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:

1. Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия. 2. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. 3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия