logo search
Анализ деятельности Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области

1.4 Действующие нормативные материалы и документы

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов власти Тамбовской области и органов местного самоуправления Тамбовского района, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, правовыми актами Министерства, а также Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.

Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему налогового законодательства:

- Налоговый кодекс;

- Федеральные законы о налогах и сборах;

- Законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации;

- Нормативно правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Его правовой статус определен в ст. 1 НК РФ.

Во-первых, Налоговый кодекс - единственный нормативно правовой акт, устанавливающий систему налогов.

Во-вторых, налоговый кодекс в системе актов законодательства имеет высшую юридическую силу. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.

Можно построить следующую схему иерархии актов, регулирующих налоговые отношения.

Схема

Конституция

Международные договоры

Налоговый кодекс

Федеральные законы

Законодательство субъектов Российской Федерации

Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления

Издание нормативных правовых актов органов исполнительной власти происходит двумя способами. В первом случаи орган исполнительной власти издает нормативно правовой акт исходя из необходимости и целесообразности в рамках установленной Конституцией или законом компетенции. Во втором - нормативный правовой акт исполнительной власти может появиться только в случае прямого указания закона.

Именно второй вариант был закреплен в налоговом кодексе Российской федерации, ст. 4 которого гласит: “Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами не могут изменяться или дополнять законодательство о налогах и сборах”.

Налоговый кодекс, следуя нормам, закрепленным в Конституции РФ, серьезно ограничил правотворческую деятельность Президента в сфере налогообложения.

Акты Президента РФ, акты Правительства и акты органов исполнительной власти могут регулировать налоговые вопросы только в случаях, прямо определенных налоговым законодательством. Изданные же до вступления в силу Налогового кодекса нормативные акты Президента и Правительства, регулирующие налоговые отношения по вопросам, не урегулированным федеральными законами, продолжают действовать и применяться в части, не противоречащей Кодексу до введения в действие соответствующих законов (ст. 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ”).

Иерархическая лестница подзаконных нормативных правовых актов в сфере налогообложения выстраивается в соответствии с объектом компетенции и положением государственного органа, издавшего акт, в системе органов государственной власти и выглядит следующим образом:

- указы Президента в случаях, предусмотренных законом;

- указы Президента, принятые до вступления в силу Налогового кодекса РФ, действующей в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона;

- постановления Правительства в случаях, предусмотренных законом;

- постановления Правительства, принятые до вступления в силу Налогового кодекса РФ, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона;

- нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законом;

- нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу Налогового кодекса РФ, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу.

Современная система нормативных правовых актов России чрезвычайно сложна и объемна. При этом в настоящее время российское законодательство динамично развивается: появляются новые отрасли, а существующие подвергаются серьезной переработки.

Налоговая инспекция по Тамбовской области руководствуются следующим перечнем нормативных документов:

-Конституция Российской Федерации

- закон Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 (ред. от 29.06.2012) «О налогах на имущество физических лиц»;

- закон Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1(ред. от 30.12.2012, с изм. от 30.01.2013) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- закон Российской Федерации от 26.10.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча»;

- закон Тамбовской области от 28.11.2002 № 69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области»;

- постановление администрации Тамбовской области от 30.11.2007 № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» в редакции постановления администрации Тамбовской области от 26.02.2009 № 188 («О внесении изменений в приложения № 1, 2 к постановлению № 1311);

- постановление администрации Тамбовской области от 29.06.2010 № 771 «Об утверждении поправочного коэффициента для уточнения оценки строений, принадлежащих гражданам на праве собственности в Тамбовской области, на 2011 год»;

- постановление администрации Тамбовской области от 29.07.2009 № 891 «Об утверждении поправочного коэффициента для уточнения оценки строений, принадлежащих гражданам на праве собственности в Тамбовской области, на 2010 год»;

- решения представительных органов местного самоуправления об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципальных образований;

- решения представительных органов местного самоуправления об установлении земельного налога на территории муниципальных образований.