1.4 Действующие нормативные материалы и документы
Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов власти Тамбовской области и органов местного самоуправления Тамбовского района, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, правовыми актами Министерства, а также Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.
Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему налогового законодательства:
- Налоговый кодекс;
- Федеральные законы о налогах и сборах;
- Законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации;
- Нормативно правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.
Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Его правовой статус определен в ст. 1 НК РФ.
Во-первых, Налоговый кодекс - единственный нормативно правовой акт, устанавливающий систему налогов.
Во-вторых, налоговый кодекс в системе актов законодательства имеет высшую юридическую силу. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.
Можно построить следующую схему иерархии актов, регулирующих налоговые отношения.
Схема
Конституция |
|
Международные договоры |
|
Налоговый кодекс |
|
Федеральные законы |
|
Законодательство субъектов Российской Федерации |
|
Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления |
Издание нормативных правовых актов органов исполнительной власти происходит двумя способами. В первом случаи орган исполнительной власти издает нормативно правовой акт исходя из необходимости и целесообразности в рамках установленной Конституцией или законом компетенции. Во втором - нормативный правовой акт исполнительной власти может появиться только в случае прямого указания закона.
Именно второй вариант был закреплен в налоговом кодексе Российской федерации, ст. 4 которого гласит: “Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами не могут изменяться или дополнять законодательство о налогах и сборах”.
Налоговый кодекс, следуя нормам, закрепленным в Конституции РФ, серьезно ограничил правотворческую деятельность Президента в сфере налогообложения.
Акты Президента РФ, акты Правительства и акты органов исполнительной власти могут регулировать налоговые вопросы только в случаях, прямо определенных налоговым законодательством. Изданные же до вступления в силу Налогового кодекса нормативные акты Президента и Правительства, регулирующие налоговые отношения по вопросам, не урегулированным федеральными законами, продолжают действовать и применяться в части, не противоречащей Кодексу до введения в действие соответствующих законов (ст. 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ”).
Иерархическая лестница подзаконных нормативных правовых актов в сфере налогообложения выстраивается в соответствии с объектом компетенции и положением государственного органа, издавшего акт, в системе органов государственной власти и выглядит следующим образом:
- указы Президента в случаях, предусмотренных законом;
- указы Президента, принятые до вступления в силу Налогового кодекса РФ, действующей в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона;
- постановления Правительства в случаях, предусмотренных законом;
- постановления Правительства, принятые до вступления в силу Налогового кодекса РФ, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона;
- нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законом;
- нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу Налогового кодекса РФ, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу.
Современная система нормативных правовых актов России чрезвычайно сложна и объемна. При этом в настоящее время российское законодательство динамично развивается: появляются новые отрасли, а существующие подвергаются серьезной переработки.
Налоговая инспекция по Тамбовской области руководствуются следующим перечнем нормативных документов:
-Конституция Российской Федерации
- закон Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 (ред. от 29.06.2012) «О налогах на имущество физических лиц»;
- закон Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1(ред. от 30.12.2012, с изм. от 30.01.2013) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- закон Российской Федерации от 26.10.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча»;
- закон Тамбовской области от 28.11.2002 № 69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области»;
- постановление администрации Тамбовской области от 30.11.2007 № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» в редакции постановления администрации Тамбовской области от 26.02.2009 № 188 («О внесении изменений в приложения № 1, 2 к постановлению № 1311);
- постановление администрации Тамбовской области от 29.06.2010 № 771 «Об утверждении поправочного коэффициента для уточнения оценки строений, принадлежащих гражданам на праве собственности в Тамбовской области, на 2011 год»;
- постановление администрации Тамбовской области от 29.07.2009 № 891 «Об утверждении поправочного коэффициента для уточнения оценки строений, принадлежащих гражданам на праве собственности в Тамбовской области, на 2010 год»;
- решения представительных органов местного самоуправления об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципальных образований;
- решения представительных органов местного самоуправления об установлении земельного налога на территории муниципальных образований.
- Введение
- Глава 1. Общая характеристика ИФНС России
- 1.1 Права, обязанности и ответственность государственных ИФНС России
- 1.2 Взаимоотношения налоговой инспекции с другими государственными органами
- 1.3 Правовая и контрольная работа инспекции ФНС России
- 1.4 Действующие нормативные материалы и документы
- Глава 2. Налогообложение физических и юридических лиц
- 2.1 Характеристика основных налогов уплачиваемых юридическими лицами
- 2.2 Характеристика основных налогов уплачиваемых физическими лицами
- 2.3 Организация учёта налоговых поступлений и других обязательных платежей
- Глава 3. Характеристика Межрайонной инспекция ФНС России №4 по Тамбовской области
- 3.1 Общая характеристика и организационная структура Межрайонной инспекция ФНС России №4 по Тамбовской области
- Заявление о признании недействительным решения межрайонной инспекции фнс россии № 2267 от 29.08.2006 г.
- Глава 2. Оценка результативности контрольной работы налоговых органов на примере Межрайонной инспекции фнс России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия)
- 2.1. Организационно-экономическая характеристика межрайонной ифнс России №2 по Рязанской области
- 22.3. Как определить адрес управления фнс России
- 19.Межрегиональные и межрайонные инспекции фнс рф: виды, задачи, полномочия
- 22. Межрегиональные и межрайонные ифнс России: их виды, задачи и полномочия.
- 4. Организация деятельности территориальных органов фнс России
- 14. Инспекции фнс по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции фнс межрайонного уровня. Задачи и полномочия.