22. Межрегиональные и межрайонные ифнс России: их виды, задачи и полномочия.
Межрегиональная инспекция ФНС по федеральному округу является территориальным органом ФНС межрегионального уровня по федеральному округу и входит в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации. Межрегиональная инспекция находится в непосредственном подчинении ФНС и подконтрольна ему по всем вопросам своей деятельности.
Межрегиональная инспекция создана для осуществления взаимодействия ФНС с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции, проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также для осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, входящего в федеральный округ.
Руководство деятельностью Межрегиональной инспекции осуществляет руководитель Межрегиональной инспекции.
Руководитель Межрегиональной инспекции назначается на должность (по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе) и освобождается от должности приказом руководителя ФНС.
Можно выделить три типа межрегиональных инспекций ФНС:
1 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
2 Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу.
3 Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных.
В настоящее время в системе ФНС России существуют 9 межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, деятельность которых охватывает всю территорию страны.
Основной целью создания межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам было усиление контроля за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов крупнейшими налогоплательщиками, имеющими стратегическое значение для бюджета России.
Разделение крупнейших налогоплательщиков между межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляется по отраслевому принципу.
- Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам(по нефти)(по газу) (по алкогольной и табачной промышленности, перепрофилированная в 2007 году на контроль за налогоплательщиками, работающими в основных сферах обрабатывающих производств, строительства, торговли и иных видов деятельности).
В 2003 году завершилось формирование еще 4-х таких инспекций:
(по электроэнергетике)(по металлургии) (по транспорту)(по связи). (по машиностроению), расположенная в г.Санкт-Петербург.
В 2006 году (по банкам и финансово-кредитным учреждениям), расположенная в г.Санкт-Петербург.
В 2007 году образована Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 10 (по оборонно-промышленному комплексу), также расположенная в г.Санкт-Петербург.
Они осуществляют сбор и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с правоохранительными органами и конкретными налогоплательщиками, проведение налоговых проверок по своему кругу вопросов. Они ведут учет поступлений платежей в бюджет и карточки лицевых счетов; принимают налоговую отчетность, работают с недоимкой, выполняют еще целый ряд других работ,
Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных осуществляет функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведению в установленном порядке федеральных информационных ресурсов и информационному обеспечению деятельности ФНС России, органов государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Межрегиональная инспекция в установленном порядке осуществляет следующие полномочия:
1 Обеспечивает прием и входной контроль данных налоговой, бухгалтерской отчетности и другой информации, поступающей от налоговых органов, налогоплательщиков, других источников информации на бумажных и электронных носителях и подлежащей централизованной обработке.
2 Осуществляет автоматизированную обработку и ввод получаемой информации в информационную базу Межрегиональной инспекции.
3 Доводит обработанную информацию до территориальных органов ФНС России в части их касающейся в соответствии с действующим регламентом.
4 Ведет справочную информацию и классификаторы, а также фонд алгоритмов и программ ФНС России.
5 Осуществляет формирование отчетности по формам, утвержденным ФНС России.
6 Ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), реестры лицензий, разрешений, свидетельств и иные федеральные информационные ресурсы.
7 Обеспечивает заданную надежность функционирования федеральных информационных ресурсов на основе их дублирования и резервирования.
8 Осуществляет архивное хранение федеральных информационных ресурсов ФНС России на основе электронных хранилищ данных и централизованное архивное хранение информации, поступающей на бумажных носителях.
9 Предоставляет в установленном порядке информацию органам государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщикам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
10 Обеспечивает обмен информацией в электронном виде с органами государственной власти в соответствии с межведомственными соглашениями.
Таким образом, инспекция является вычислительным центром ФНС России, обрабатывающим и хранящим информацию, собранную в ходе налоговой работы по всей стране и обеспечивающим налоговые органы этой информацией. В инспекции не состоят на учете налогоплательщики, и сама инспекция не выполняет никаких контрольных мероприятий по отношению к ним.
В 2001 - 2002 годах в связи с формированием структурных подразделений федеральных органов власти по федеральным округам, созданы 7 межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам.
Межрегиональная инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1 Принимает участие по согласованию с ФНС России в проверках, организуемых полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.
2 Организует взаимодействие ФНС России с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа.
3 Организует и проводит проверки территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе, в том числе по вопросам исполнения сметы доходов и расходов и осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
4 Участвует в проверках территориальных органов ФНС России, проводимых ФНС России.
5 Проводит выездные (повторные выездные) налоговые проверки, назначаемые ФНС России.
6 Проводит анализ схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем.
7 Изучает, анализирует и обобщает практику работы территориальных налоговых органов, входящих в соответствующий федеральный округ, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России.
8 Организует и осуществляет взаимодействие с управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, входящим в федеральный округ, по вопросам информационного обмена.
9 Доводит до сведения соответствующих структурных подразделений центрального аппарата ФНС России информацию о выявленных в ходе проверок территориальных органов ФНС России нарушениях законодательства.
10 Оказывает помощь территориальным налоговым органам, входящим в данный федеральный округ, при представлении ими интересов государства в федеральном арбитражном суде округа и осуществляет взаимодействие с ним. Данная функция возлагается на межрегиональные инспекции, место нахождения (город) которых совпадает с местонахождением (городом), в котором располагается федеральный арбитражный суд округа.
Таким образом, межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу выполняет управленческие функции по координации деятельности налоговых органов, расположенных в данном федеральном округе с полномочным представителем Президента, центральным аппаратом ФНС России и друг с другом. Участи инспекции в контрольной работе налоговых органов возможно, но требует, как правило, согласования с аппаратом ФНС России.
На уровне субъектов Российской Федерации наряду с районными инспекциями создаются также межрайонные инспекции.
Межрайонную инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России.
Можно выделить два типа таких инспекций:
1. Инспекции ФНС, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов.
2. Инспекции ФНС, контролирующие крупнейших налогоплательщиков региона, либо, выполняющие определенные виды работ для всех других инспекций региона и Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.
Функции, полномочия и права межрайонной инспекции ФНС первого типа абсолютно аналогичны правам, обязанностям, задачам и функциям обычной, районной, инспекции ФНС.
Межрайонные инспекции ФНС второго типа стали возникать из-за необходимости усиления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, а также - для выполнения некоторых специфических работ в целях всех налоговых органов региона, централизация выполнения которых позволяет получить существенную экономию государственных средств.
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации:
- Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей включительно.
- Суммарный объем выручки (дохода) от продажи товаров, продукции, работ, услуг находится в пределах от 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей включительно.
- Активы находятся в пределах от 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей включительно.
Для организаций, работающих в сферах транспорта и связи теми же приказами ФНС России установлены иные критерии, учитывающие особенности соответствующей сферы деятельности.
Некоммерческие организации не относятся к организациям - крупнейшим налогоплательщикам.
Рассмотрим особенности деятельности межрайонных инспекций второго типа на примере инспекций, действующих в г. Москве.
В настоящее время в городе Москве действует 6 межрайонных инспекций, все они относятся к межрайонным инспекциям второго типа. Это:
1. Межрайонная инспекция ФНС № 45 по г. Москве, специализирующаяся на налогообложении предприятий и организаций строительного комплекса и риэлтерских организаций.
2. Межрайонная инспекция ФНС № 46 по г. Москве - создана для решения задач, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3. Межрайонная инспекция ФНС № 47 Бывшая Межрайонная инспекция МНС России № 38 по г. Москве. по г. Москве, специализирующаяся на налогообложении иностранных юридических и физических лиц.
4. Межрайонная инспекция ФНС № 48 по г. Москве Бывшая Межрайонная инспекция МНС России № 40 по г. Москве., специализирующаяся на налогообложении крупнейших налогоплательщиков города.
5. Межрайонная инспекция ФНС № 49 по г. Москве Бывшая Межрайонная инспекция МНС России № 42 по г. Москве., специализирующаяся на работе по контролю за оптовыми рынками, предприятиями игорного бизнеса, центрами технического обслуживания контрольно-кассовой техники; на проверках применения контрольно-кассовой техники при расчетах наличными деньгами и за оборотом наличных денег на территории г.Москвы.
6. Межрайонная инспекция ФНС № 50 по г. Москве Бывшая Межрайонная инспекция МНС России № 44 по г. Москве., специализирующаяся на налогообложении банков, финансово-кредитных учреждений и участников рынка ценных бумаг.
Специализированными являются налоговые инспекции, созданные для решения отдельных задач налогового администрирования в интересах других налоговых органов. В частности, к специализированным инспекциям можно отнести:
- Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу.
- Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных.
- Межрайонные инспекции, выполняющие определенные виды работ для всех других инспекций региона и Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (например - Межрайонная инспекция ФНС России № 46 по г. Москве).
Функции, полномочия и права специализированных инспекций отличаются от функций, полномочий и прав обычных инспекций и «приспособлены» для решения конкретных задач, стоящих перед этими инспекциями. В любом случае отличительной чертой специализированной инспекции является то, что в ней на учете не стоят налогоплательщики.
- 1.История возникновения и развития фискальной службы России.
- 2. Принципы на.
- 3. Методы на.
- Налоговое администрирование – организационно-управленческая система реализации налоговых отношений для формирования доходной части бюджетов различного уровня.
- Современная система налогового администрирования в России, краткая характеристика ее участников.
- 7. Субъекты налогового администрирования явл налоговые и иные органиы, участники налоговых правоотношений.
- 9. Становление и развитие налоговых органов
- 10. Состав налоговых органов системы фнс России, установленный административной реформой в 2004 году.
- 11. Основные задачи и функции фнс России как центрального аппарата налоговых органов.
- 12. Структура фнс России, краткая характеристика её органов. ( см.Приложение, там схема).
- 14 Инспекци фнс по районам и городам: их задачи, пономочия, типовая структура
- 15. Состав отдела по учету и регистрации нп
- 16. Камеральный отдел-
- 17. Состав и полномочия отдела выездных налоговых проверок ифнс России.
- 19. Состав и полномочия отдела по контролю нп- ф.Л.
- 20. Состав и полномочия отдела по работе с нп и сми
- 22. Межрегиональные и межрайонные ифнс России: их виды, задачи и полномочия.
- 23.Права налоговых органов
- 25. Государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, их краткая характеристика.
- 26. Права и обязанности Федеральной таможенной службы России в области налогового администрирования.
- 28. Полномочия Министерства финансов в области налогового администрирования.
- 30. Госрегистрация юр.Лиц
- 31. Государственная регистрация физических лиц в налоговом органе
- 32. Организация работы Нал.Органов по контролем за своевременным поступлением платежей в бюджетную систему рф.
- 33. Порядок и условия предоставления отсрочки, рассрочки и налогового кредита
- 34.Реструктуризация налоговой задолженности понятие порядок представления и функции налоговых органов в ее проведении
- 35. Организация работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженностей.
- 38. Классификация налоговых проверок, их краткая характеристика
- 39. Документирование налоговых проверок и их результат
- 41. Организация работы налоговых органов по применению санкций и административных штрафов.
- 42. Организация работы налоговых органов по составлению ведомственной отчетности.
- 44. Прогнозирование объемов налоговых поступлений.
- 46.Полномочия должностных лиц вышестоящих налоговых органов при проведении повторных выездных налоговых проверок налогоплательщиков и налоговых агентов.
- 48. Полномочия органов мвд в области налогов
- Критерии оценки эффективности на.