38. Классификация налоговых проверок, их краткая характеристика
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Так же существует 3 вид проверок – встречная.
КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в силу закона.
При этом по общему правилу налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В исключение из этого правила налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие:
право налогоплательщика на получение налоговых льгот,
право на возмещение НДС,
правомерность применения налоговых вычетов,
а также документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
конкретный период, который может быть охвачен камеральной налоговой проверкой, в НК РФ не определен.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов. В случае обнаружения в документации ошибок или противоречий налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием в течение пяти дней дать необходимые пояснения или установить срок для внесения соответствующих исправлений. И лишь после соблюдения указанной процедуры, если после представления налогоплательщиком пояснений налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, в установленном порядке составляется акт налоговой проверки.
ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие:
1) полное и сокращенное наименование налогоплательщика;
2) предмет проверки, т. е. сведения о налогах, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должность фамилию и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается ФНС России.
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения проверки.
Что касается проверки периодов текущего года, то налоговые органы всегда исходили из того, что закон не ограничивает их права на проведение камеральных и выездных налоговых проверок за текущий год. Думается, что и после внесения изменений в НК РФ подобная практика сохранится.
По общему правилу налоговые органы не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период, а общее число выездных налоговых проверок в течение календарного года должно быть не больше двух (п. 5 ст. 89 НК РФ).
Но в силу части второй п. 10 ст. 89 НК РФ данное правило не применяется в двух случаях:
1) при назначении повторной выездной налоговой проверки (ч. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ), проводимой:
вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
налоговым органом, ранее проводившим проверку, — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного;
2) при назначении выездной налоговой проверки, осуществляемой в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.
ВСТРЕЧНЫЕ ПРОВЕРКИ
В новой редакции НК РФ каких-либо упоминаний о встречных проверках нет. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки делятся на два вида: камеральные и выездные. Следовательно, проводить встречные налоговые проверки налоговые органы с 1 января 2007 г., казалось бы, больше не вправе.
Тем не менее в соответствии с новой ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих информацией о проверяемом налогоплательщике, соответствующие документы. Причем документы могут быть истребованы как в рамках проведения налоговой проверки — выездной или камеральной (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), так и вне ее (п. 2 ст. 93.1. НК РФ), т. е. по сути — в любом случае.
Сама процедура закреплена в п. 3 ст. 93.1 НК РФ: проверяющий налоговый орган направляет письменное поручение об истребовании документов в налоговый орган по месту учета контрагентов и иных лиц, у которых должны быть получены документы. В свою очередь налоговый орган по месту учета контрагента или иного лица должен направить тому соответствующее требование о представлении документов (информации).
Требование направляется в течение пяти дней со дня получения от проверяющего налогового органа поручения (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).
Согласно п. 7 ст. 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России.
- 1.История возникновения и развития фискальной службы России.
- 2. Принципы на.
- 3. Методы на.
- Налоговое администрирование – организационно-управленческая система реализации налоговых отношений для формирования доходной части бюджетов различного уровня.
- Современная система налогового администрирования в России, краткая характеристика ее участников.
- 7. Субъекты налогового администрирования явл налоговые и иные органиы, участники налоговых правоотношений.
- 9. Становление и развитие налоговых органов
- 10. Состав налоговых органов системы фнс России, установленный административной реформой в 2004 году.
- 11. Основные задачи и функции фнс России как центрального аппарата налоговых органов.
- 12. Структура фнс России, краткая характеристика её органов. ( см.Приложение, там схема).
- 14 Инспекци фнс по районам и городам: их задачи, пономочия, типовая структура
- 15. Состав отдела по учету и регистрации нп
- 16. Камеральный отдел-
- 17. Состав и полномочия отдела выездных налоговых проверок ифнс России.
- 19. Состав и полномочия отдела по контролю нп- ф.Л.
- 20. Состав и полномочия отдела по работе с нп и сми
- 22. Межрегиональные и межрайонные ифнс России: их виды, задачи и полномочия.
- 23.Права налоговых органов
- 25. Государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, их краткая характеристика.
- 26. Права и обязанности Федеральной таможенной службы России в области налогового администрирования.
- 28. Полномочия Министерства финансов в области налогового администрирования.
- 30. Госрегистрация юр.Лиц
- 31. Государственная регистрация физических лиц в налоговом органе
- 32. Организация работы Нал.Органов по контролем за своевременным поступлением платежей в бюджетную систему рф.
- 33. Порядок и условия предоставления отсрочки, рассрочки и налогового кредита
- 34.Реструктуризация налоговой задолженности понятие порядок представления и функции налоговых органов в ее проведении
- 35. Организация работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженностей.
- 38. Классификация налоговых проверок, их краткая характеристика
- 39. Документирование налоговых проверок и их результат
- 41. Организация работы налоговых органов по применению санкций и административных штрафов.
- 42. Организация работы налоговых органов по составлению ведомственной отчетности.
- 44. Прогнозирование объемов налоговых поступлений.
- 46.Полномочия должностных лиц вышестоящих налоговых органов при проведении повторных выездных налоговых проверок налогоплательщиков и налоговых агентов.
- 48. Полномочия органов мвд в области налогов
- Критерии оценки эффективности на.