1.3 Статистические методы изучения доходов и расходов государственного бюджета
бюджет статистика доход региональный
Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.
Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научно-статистического исследования:
- выделения социально-экономических типов явлений;
- изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
- выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.
Для решения этих задач применяют три вида группировок: типологические, структурные, аналитические (факторные).
Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов. Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками [16].
Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.
Одной из задач группировок является исследование связей и зависимостей между изучаемыми явлениями и их признаками. Это достигается с помощью аналитических (факторных) группировок.
Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.
Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующего изменение явления во времени.
В каждом ряду динамики имеется два основных элемента: время t и конкретное значение показателя (уровень ряда) y.
Уровни ряда - это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время - это моменты или периоды, к которым относятся уровни.
При построении ряда динамики принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации. Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики может быть меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость можно путем замены абсолютных показателей относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции [14].
Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально-экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок - это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.
- Введение
- 1. Теоретические основы статистического изучения объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета
- 1.1 Понятие и задачи статистики государственных финансов
- 1.2 Система статистических показателей доходов и расходов государственного бюджета
- 1.3 Статистические методы изучения доходов и расходов государственного бюджета
- 1.4 Прогноз объема и динамики государственного бюджета на 2014-2016 гг.
- 1.5 Расчетная часть
- 2. Анализ государственного бюджета Челябинской области
- 2.1 Госбюджет Челябинской области
- 2.2 Расчет динамики объема доходов Челябинской области
- 2.3 Регрессионный анализ
- 2.4 Перспективный анализ объема доходов области в 2013-2016 гг.
- Заключение
- Миграция по Челябинской области.
- 5.6. Челябинская область
- 4.2. Льготы, установленные законом Челябинской области
- Закон Челябинской области от 27.03.2008 г. № 250-зо «о развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области»
- Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области
- Нормативно-правовые акты Челябинской области
- 1.3. Социокультурная ситуация в Челябинской области
- 2.1 Система управления дорожным хозяйством в Челябинской области
- Челябинская область
- 1.2 Функции управления строительства Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области