1.2 Система статистических показателей доходов и расходов государственного бюджета
Для статистической оценки доходов и расходов государственного бюджета рассматривается сектор государственного управления, который позволяет установить круг институциональных единиц, которые осуществляют сбор и распределение бюджета.
В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства [11].
Усиливающаяся интеграция России в мировое экономическое сообщество и, как следствие, переход отечественной статистики на международную систему учета оказали свое влияние и на статистику государственных финансов. Необходимо решить задачу приведения в соответствие с действующими международными стандартами бюджетной классификации - основного методологического документа, на основании которого составляются и исполняются бюджеты.
Помимо совершенствования методологических документов, методологии расчета показателей основные задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
- общую величину доходов и расходов государственного бюджета, а также дефицит (профицит) бюджета и проанализировать динамику этих показателей;
- структуру доходов и расходов государственного бюджета;
- источники финансирования бюджетного дефицита;
- размеры государственного внутреннего долга;
- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
Информационной базой статистики государственных финансов является совокупность отчетностей Минфина РФ [9].
Налоговые доходы - это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Показатель налоговых поступлений определяется как сумма прямых и косвенных налогов.
Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных безвозмездных и возмездных поступлений. Исчисляется как сумма доходов предприятий организаций, внебюджетных фондов, функционирующих в рамках сектора государственного управления, доходов от внешнеэкономической деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из других секторов экономики.
Обобщающий показатель объема расходов включает совокупность расходов по направлениям использования и кредитования за минусом погашения.
Расходы государственного бюджета включают: военные расходы, вмешательство в экономику, содержание органов государственного аппарата управления, решение социальных задач [2].
К расходам, осуществляемым с целью вмешательства государства в экономику, относятся: субсидирование некоторых отраслей экономики, затраты на экономическую и социальную инфраструктуру, научно-исследовательские разработки, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства, стимулирование экспорта.
Затраты на социальные цели включают в себя расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение.
Расходы на государственный аппарат управления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных министерств и ведомств.
Рассмотренные показатели доходов и расходов являются абсолютными и исчисляются в стоимостном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.
Блок "Финансирование бюджета" отражает привлечение правительством заемных средств для финансирования расходов бюджета. Общий объем финансирования равен величине дефицита или профицита с противоположным знаком.
Дефицит бюджета определяется как сумма доходов, включая полученные официально трансферты за минусом суммы расходов и кредитования минус погашение [4].
Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%.
Различают внешние и внутренние источники финансирования государственного бюджета. Внутреннее финансирование отражает все операции по финансированию государственного бюджета со стороны учреждений государственного управления и резидентов данной страны (выпуск и размещение ГКО, займы у банков, изменение золотовалютных резервов и т.д.). Внешнее финансирование включает все операции, осуществляемые нерезидентами данной экономики, в том числе торговля государственными ценными бумагами, а также изменение государственных валютных резервов, депозитов и ценных бумаг.
Блок "Государственный долг" отражает сумму официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и "остальным миром", возникающих в результате их операций в предыдущие периоды. Государственный долг подразделяют на внутренний и внешний.
Одной из составных частей статистики государственных финансов является статистика внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Статистика внебюджетных фондов отражает процесс формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением [14].
Основными показателями статистики внебюджетных фондов являются следующие, рассчитываемые по каждому фонду:
- общий объем доходов, в том числе по источникам;
- прочие доходы;
- общий объем расходов, в том числе по направлениям;
- прочие расходы;
- остаток средств на начало периода;
- остаток средств на конец периода.
По каждому показателю изучается объем, динамика, структура доходов и расходов, проводится анализ эффективности функционирования фонда.
- Введение
- 1. Теоретические основы статистического изучения объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета
- 1.1 Понятие и задачи статистики государственных финансов
- 1.2 Система статистических показателей доходов и расходов государственного бюджета
- 1.3 Статистические методы изучения доходов и расходов государственного бюджета
- 1.4 Прогноз объема и динамики государственного бюджета на 2014-2016 гг.
- 1.5 Расчетная часть
- 2. Анализ государственного бюджета Челябинской области
- 2.1 Госбюджет Челябинской области
- 2.2 Расчет динамики объема доходов Челябинской области
- 2.3 Регрессионный анализ
- 2.4 Перспективный анализ объема доходов области в 2013-2016 гг.
- Заключение
- Миграция по Челябинской области.
- 5.6. Челябинская область
- 4.2. Льготы, установленные законом Челябинской области
- Закон Челябинской области от 27.03.2008 г. № 250-зо «о развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области»
- Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области
- Нормативно-правовые акты Челябинской области
- 1.3. Социокультурная ситуация в Челябинской области
- 2.1 Система управления дорожным хозяйством в Челябинской области
- Челябинская область
- 1.2 Функции управления строительства Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области