logo
Анализ бюджета Челябинской области

1.2 Система статистических показателей доходов и расходов государственного бюджета

Для статистической оценки доходов и расходов государственного бюджета рассматривается сектор государственного управления, который позволяет установить круг институциональных единиц, которые осуществляют сбор и распределение бюджета.

В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства [11].

Усиливающаяся интеграция России в мировое экономическое сообщество и, как следствие, переход отечественной статистики на международную систему учета оказали свое влияние и на статистику государственных финансов. Необходимо решить задачу приведения в соответствие с действующими международными стандартами бюджетной классификации - основного методологического документа, на основании которого составляются и исполняются бюджеты.

Помимо совершенствования методологических документов, методологии расчета показателей основные задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

- общую величину доходов и расходов государственного бюджета, а также дефицит (профицит) бюджета и проанализировать динамику этих показателей;

- структуру доходов и расходов государственного бюджета;

- источники финансирования бюджетного дефицита;

- размеры государственного внутреннего долга;

- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Информационной базой статистики государственных финансов является совокупность отчетностей Минфина РФ [9].

Налоговые доходы - это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Показатель налоговых поступлений определяется как сумма прямых и косвенных налогов.

Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных безвозмездных и возмездных поступлений. Исчисляется как сумма доходов предприятий организаций, внебюджетных фондов, функционирующих в рамках сектора государственного управления, доходов от внешнеэкономической деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из других секторов экономики.

Обобщающий показатель объема расходов включает совокупность расходов по направлениям использования и кредитования за минусом погашения.

Расходы государственного бюджета включают: военные расходы, вмешательство в экономику, содержание органов государственного аппарата управления, решение социальных задач [2].

К расходам, осуществляемым с целью вмешательства государства в экономику, относятся: субсидирование некоторых отраслей экономики, затраты на экономическую и социальную инфраструктуру, научно-исследовательские разработки, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства, стимулирование экспорта.

Затраты на социальные цели включают в себя расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение.

Расходы на государственный аппарат управления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных министерств и ведомств.

Рассмотренные показатели доходов и расходов являются абсолютными и исчисляются в стоимостном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.

Блок "Финансирование бюджета" отражает привлечение правительством заемных средств для финансирования расходов бюджета. Общий объем финансирования равен величине дефицита или профицита с противоположным знаком.

Дефицит бюджета определяется как сумма доходов, включая полученные официально трансферты за минусом суммы расходов и кредитования минус погашение [4].

Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%.

Различают внешние и внутренние источники финансирования государственного бюджета. Внутреннее финансирование отражает все операции по финансированию государственного бюджета со стороны учреждений государственного управления и резидентов данной страны (выпуск и размещение ГКО, займы у банков, изменение золотовалютных резервов и т.д.). Внешнее финансирование включает все операции, осуществляемые нерезидентами данной экономики, в том числе торговля государственными ценными бумагами, а также изменение государственных валютных резервов, депозитов и ценных бумаг.

Блок "Государственный долг" отражает сумму официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и "остальным миром", возникающих в результате их операций в предыдущие периоды. Государственный долг подразделяют на внутренний и внешний.

Одной из составных частей статистики государственных финансов является статистика внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Статистика внебюджетных фондов отражает процесс формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением [14].

Основными показателями статистики внебюджетных фондов являются следующие, рассчитываемые по каждому фонду:

- общий объем доходов, в том числе по источникам;

- прочие доходы;

- общий объем расходов, в том числе по направлениям;

- прочие расходы;

- остаток средств на начало периода;

- остаток средств на конец периода.

По каждому показателю изучается объем, динамика, структура доходов и расходов, проводится анализ эффективности функционирования фонда.