1.4 Прогноз объема и динамики государственного бюджета на 2014-2016 гг.
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при дефиците менее 1,0% ВВП (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млрд. рублей
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
Доходы, всего |
24515,3 |
25941,0 |
28617,8 |
31413,7 |
|
%% к ВВП |
36,9 |
35,1 |
34,9 |
34,4 |
|
в том числе: |
|||||
Федеральный бюджет |
12865,9 |
13485,5 |
14767,5 |
15908,1 |
|
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
8592,7 |
9332,1 |
10233,1 |
11342,1 |
|
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
7199,2 |
8023,3 |
8929,2 |
10033,1 |
|
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего |
7891,3 |
7692,7 |
8518,1 |
9252,4 |
|
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации |
6268,9 |
5904,6 |
6428,5 |
7002,4 |
|
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
3377,6 |
3159,9 |
3502,7 |
3896,9 |
|
Бюджет Фонда социального страхования |
563,1 |
563,6 |
628,1 |
698,2 |
|
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
440,7 |
527,6 |
586,9 |
653,9 |
|
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования |
1059,3 |
1224,5 |
1461,5 |
1551,8 |
|
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
631,9 |
744,7 |
831,5 |
921,7 |
|
Расходы, всего |
24992,4 |
26450,7 |
29046,0 |
31857,2 |
|
%% к ВВП |
37,6 |
35,8 |
35,4 |
34,9 |
|
в том числе: |
|||||
Федеральный бюджет, всего |
13387,3 |
13847,0 |
15235,7 |
16451,8 |
|
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
8954,3 |
9775,1 |
10989,4 |
12018,1 |
|
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, всего |
8786,7 |
9438,9 |
10285,0 |
11363,6 |
|
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
8404,1 |
8960,6 |
9649,4 |
10727,4 |
|
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего |
7653,0 |
7734,0 |
8426,2 |
9130,7 |
|
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, всего |
6014,3 |
5925,3 |
6322,1 |
6878,5 |
|
Бюджет Фонда социального страхования, всего |
579,4 |
584,2 |
642,6 |
700,4 |
|
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, всего |
1059,3 |
1224,5 |
1461,5 |
1551,8 |
|
в том числе: |
|||||
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (без учета межбюджетных трансфертов в Фонд социального страхования) |
12,2 |
32,7 |
13,8 |
15,5 |
|
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
1028,1 |
1172,8 |
1428,7 |
1517,3 |
|
Дефицит (-)/профицит (+), всего |
-477,1 |
-509,6 |
-428,3 |
-443,5 |
|
%% к ВВП |
-0,7 |
-0,7 |
-0,5 |
-0,5 |
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 52,4% в 2013 году до 50,6 % в 2016 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 29,3% в 2013 году до 31,9% в 2016 году. Также прогнозируется снижение доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 18,1% в 2013 году до 17,4% в 2016 году.
Доля расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (после предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов бюджетной системы незначительно возрастет (в пределах 0,3 процента). Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году останется практически на уровне 2013 года и составит 33,7 процента.
Эти изменения обусловлены в первую очередь сокращением объемов межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации при повышении доли собственных доходов, в том числе за счет оптимизации структуры межбюджетных трансфертов.
Функциональная структура расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 - 2016 годах не претерпит существенных изменений (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу |
||
Расходы, всего |
24992,4 |
100 |
26450,7 |
100 |
29046,0 |
100 |
31857,2 |
100 |
|
в том числе: |
|||||||||
Общегосударственные вопросы |
1404,0 |
5,6 |
1475,1 |
5,6 |
1533,4 |
5,3 |
1574,6 |
4,9 |
|
Национальная оборона |
2099,6 |
8,4 |
2528,2 |
9,6 |
3116,0 |
10,7 |
3447,4 |
10,8 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2145,8 |
8,6 |
2208,4 |
8,3 |
2311,7 |
8,0 |
2299,7 |
7,2 |
|
Национальная экономика |
3139,2 |
12,6 |
3335,3 |
12,6 |
3534,5 |
12,2 |
3839,9 |
12,1 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1130,2 |
4,5 |
1247,4 |
4,7 |
1309,4 |
4,5 |
1405,8 |
4,4 |
|
Охрана окружающей среды |
45,7 |
0,2 |
51,6 |
0,2 |
53,4 |
0,2 |
54,8 |
0,2 |
|
Образование |
2870,5 |
11,5 |
3008,7 |
11,4 |
3313,2 |
11,4 |
3648,6 |
11,5 |
|
Культура и кинематография |
371,0 |
1,5 |
392,3 |
1,5 |
435,3 |
1,5 |
477,8 |
1,5 |
|
Здравоохранение |
2455,0 |
9,8 |
2600,7 |
9,8 |
2780,0 |
9,6 |
3066,9 |
9,6 |
|
Социальная политика |
8542,8 |
34,2 |
8700,8 |
32,9 |
9296,1 |
32,0 |
10119,7 |
31,8 |
|
Физическая культура и спорт |
192,3 |
0,8 |
218,8 |
0,8 |
244,6 |
0,8 |
272,2 |
0,9 |
|
Средства массовой информации |
112,2 |
0,4 |
104,2 |
0,4 |
95,6 |
0,3 |
93,0 |
0,3 |
|
Обслуживание государственного и муниципального долга |
484,2 |
1,9 |
549,3 |
2,1 |
591,8 |
2,0 |
656,9 |
2,1 |
Более 1/3 бюджетных расходов будет направляться на цели социальной политики. Вместе с расходами на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг, составляет более 55% суммарных расходов бюджетной системы Российской Федерации.
Второе место по объему расходов после раздела "Социальная политика" занимает раздел "Национальная экономика", включающий, в том числе расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры экономики.
Необходимость решения задач по модернизации Вооруженных Сил и укреплению обороноспособности страны обусловливает рост доли раздела "Национальная оборона".
Общая тенденция к снижению доли доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по отношению к ВВП определяет тенденцию к снижению расходов по отношению к ВВП по всем разделам, за исключением раздела "Национальная оборона" (таблица 1.3).
Таблица 1.3 - Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов (в % к ВВП)
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Расходы, всего |
37,6 |
35,8 |
35,4 |
34,9 |
|
в том числе: |
|||||
Общегосударственные вопросы |
2,1 |
2,0 |
1,9 |
1,7 |
|
Национальная оборона |
3,2 |
3,4 |
3,8 |
3,8 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
3,2 |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
|
Национальная экономика |
4,7 |
4,5 |
4,3 |
4,2 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
|
Охрана окружающей среды |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
Образование |
4,3 |
4,1 |
4,0 |
4,0 |
|
Культура и кинематография |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Здравоохранение |
3,7 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
|
Социальная политика |
12,8 |
11,8 |
11,3 |
11,1 |
|
Физическая культура и спорт |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
Средства массовой информации |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
Обслуживание государственного и муниципального долга |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
При этом по всем разделам, за исключением разделов "Общегосударственные вопросы", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" и "Средства массовой информации" объем расходов в 2016 году в реальном выражении будет существенно превышать уровень 2013 года.
По разделу "Образование" расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в реальном выражении в 2016 году выше уровня 2013 года в 1,27 раза.
Однако отношение указанных расходов к ВВП сократилось с 4,3% до 4,0 процентов. Такая динамика связана с ростом расходов федерального бюджета по разделу "Образование" (без учета межбюджетных трансфертов) темпами меньше темпов роста ВВП.
В расходах федерального бюджета на образование более 80% приходится на сферу высшего образования, а с учетом отрицательной динамики прогнозной численности населения в возрасте 17 лет в краткосрочной перспективе, влияющей на численность студентов, предусмотренных в федеральном бюджете объемов бюджетных ассигнований достаточно для поддержания системы образования на оптимальном уровне и ее развития.
Отношение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на образование к ВВП в 2013-2016 годах сохраняется на уровне 3,3% (темпы роста ежегодно сохраняются на уровне темпов роста ВВП). Такая динамика обусловлена выполнением задач, поставленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (совершенствование системы оплаты труда педагогических работников, повышение доступности дошкольного образования), основная нагрузка по реализации которых ложится в основном на консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
- Введение
- 1. Теоретические основы статистического изучения объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета
- 1.1 Понятие и задачи статистики государственных финансов
- 1.2 Система статистических показателей доходов и расходов государственного бюджета
- 1.3 Статистические методы изучения доходов и расходов государственного бюджета
- 1.4 Прогноз объема и динамики государственного бюджета на 2014-2016 гг.
- 1.5 Расчетная часть
- 2. Анализ государственного бюджета Челябинской области
- 2.1 Госбюджет Челябинской области
- 2.2 Расчет динамики объема доходов Челябинской области
- 2.3 Регрессионный анализ
- 2.4 Перспективный анализ объема доходов области в 2013-2016 гг.
- Заключение
- Миграция по Челябинской области.
- 5.6. Челябинская область
- 4.2. Льготы, установленные законом Челябинской области
- Закон Челябинской области от 27.03.2008 г. № 250-зо «о развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области»
- Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области
- Нормативно-правовые акты Челябинской области
- 1.3. Социокультурная ситуация в Челябинской области
- 2.1 Система управления дорожным хозяйством в Челябинской области
- Челябинская область
- 1.2 Функции управления строительства Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области