logo
Анализ бюджета Челябинской области

1.4 Прогноз объема и динамики государственного бюджета на 2014-2016 гг.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при дефиците менее 1,0% ВВП (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млрд. рублей

Показатели

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Доходы, всего

24515,3

25941,0

28617,8

31413,7

%% к ВВП

36,9

35,1

34,9

34,4

в том числе:

Федеральный бюджет

12865,9

13485,5

14767,5

15908,1

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

8592,7

9332,1

10233,1

11342,1

в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

7199,2

8023,3

8929,2

10033,1

Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего

7891,3

7692,7

8518,1

9252,4

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

6268,9

5904,6

6428,5

7002,4

в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

3377,6

3159,9

3502,7

3896,9

Бюджет Фонда социального страхования

563,1

563,6

628,1

698,2

в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

440,7

527,6

586,9

653,9

Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования

1059,3

1224,5

1461,5

1551,8

в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

631,9

744,7

831,5

921,7

Расходы, всего

24992,4

26450,7

29046,0

31857,2

%% к ВВП

37,6

35,8

35,4

34,9

в том числе:

Федеральный бюджет, всего

13387,3

13847,0

15235,7

16451,8

в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

8954,3

9775,1

10989,4

12018,1

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, всего

8786,7

9438,9

10285,0

11363,6

в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

8404,1

8960,6

9649,4

10727,4

Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего

7653,0

7734,0

8426,2

9130,7

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, всего

6014,3

5925,3

6322,1

6878,5

Бюджет Фонда социального страхования, всего

579,4

584,2

642,6

700,4

Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, всего

1059,3

1224,5

1461,5

1551,8

в том числе:

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (без учета межбюджетных трансфертов в Фонд социального страхования)

12,2

32,7

13,8

15,5

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1028,1

1172,8

1428,7

1517,3

Дефицит (-)/профицит (+), всего

-477,1

-509,6

-428,3

-443,5

%% к ВВП

-0,7

-0,7

-0,5

-0,5

Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 52,4% в 2013 году до 50,6 % в 2016 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 29,3% в 2013 году до 31,9% в 2016 году. Также прогнозируется снижение доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 18,1% в 2013 году до 17,4% в 2016 году.

Доля расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (после предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов бюджетной системы незначительно возрастет (в пределах 0,3 процента). Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году останется практически на уровне 2013 года и составит 33,7 процента.

Эти изменения обусловлены в первую очередь сокращением объемов межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации при повышении доли собственных доходов, в том числе за счет оптимизации структуры межбюджетных трансфертов.

Функциональная структура расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 - 2016 годах не претерпит существенных изменений (таблица 1.2).

Таблица 1.2 - Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

Расходы, всего

24992,4

100

26450,7

100

29046,0

100

31857,2

100

в том числе:

Общегосударственные вопросы

1404,0

5,6

1475,1

5,6

1533,4

5,3

1574,6

4,9

Национальная оборона

2099,6

8,4

2528,2

9,6

3116,0

10,7

3447,4

10,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2145,8

8,6

2208,4

8,3

2311,7

8,0

2299,7

7,2

Национальная экономика

3139,2

12,6

3335,3

12,6

3534,5

12,2

3839,9

12,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

1130,2

4,5

1247,4

4,7

1309,4

4,5

1405,8

4,4

Охрана окружающей среды

45,7

0,2

51,6

0,2

53,4

0,2

54,8

0,2

Образование

2870,5

11,5

3008,7

11,4

3313,2

11,4

3648,6

11,5

Культура и кинематография

371,0

1,5

392,3

1,5

435,3

1,5

477,8

1,5

Здравоохранение

2455,0

9,8

2600,7

9,8

2780,0

9,6

3066,9

9,6

Социальная политика

8542,8

34,2

8700,8

32,9

9296,1

32,0

10119,7

31,8

Физическая культура и спорт

192,3

0,8

218,8

0,8

244,6

0,8

272,2

0,9

Средства массовой информации

112,2

0,4

104,2

0,4

95,6

0,3

93,0

0,3

Обслуживание государственного и муниципального долга

484,2

1,9

549,3

2,1

591,8

2,0

656,9

2,1

Более 1/3 бюджетных расходов будет направляться на цели социальной политики. Вместе с расходами на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг, составляет более 55% суммарных расходов бюджетной системы Российской Федерации.

Второе место по объему расходов после раздела "Социальная политика" занимает раздел "Национальная экономика", включающий, в том числе расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры экономики.

Необходимость решения задач по модернизации Вооруженных Сил и укреплению обороноспособности страны обусловливает рост доли раздела "Национальная оборона".

Общая тенденция к снижению доли доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по отношению к ВВП определяет тенденцию к снижению расходов по отношению к ВВП по всем разделам, за исключением раздела "Национальная оборона" (таблица 1.3).

Таблица 1.3 - Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов (в % к ВВП)

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Расходы, всего

37,6

35,8

35,4

34,9

в том числе:

Общегосударственные вопросы

2,1

2,0

1,9

1,7

Национальная оборона

3,2

3,4

3,8

3,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3,2

3,0

2,8

2,5

Национальная экономика

4,7

4,5

4,3

4,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,7

1,7

1,6

1,5

Охрана окружающей среды

0,1

0,1

0,1

0,1

Образование

4,3

4,1

4,0

4,0

Культура и кинематография

0,6

0,5

0,5

0,5

Здравоохранение

3,7

3,5

3,4

3,4

Социальная политика

12,8

11,8

11,3

11,1

Физическая культура и спорт

0,3

0,3

0,3

0,3

Средства массовой информации

0,2

0,1

0,1

0,1

Обслуживание государственного и муниципального долга

0,7

0,7

0,7

0,7

При этом по всем разделам, за исключением разделов "Общегосударственные вопросы", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" и "Средства массовой информации" объем расходов в 2016 году в реальном выражении будет существенно превышать уровень 2013 года.

По разделу "Образование" расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в реальном выражении в 2016 году выше уровня 2013 года в 1,27 раза.

Однако отношение указанных расходов к ВВП сократилось с 4,3% до 4,0 процентов. Такая динамика связана с ростом расходов федерального бюджета по разделу "Образование" (без учета межбюджетных трансфертов) темпами меньше темпов роста ВВП.

В расходах федерального бюджета на образование более 80% приходится на сферу высшего образования, а с учетом отрицательной динамики прогнозной численности населения в возрасте 17 лет в краткосрочной перспективе, влияющей на численность студентов, предусмотренных в федеральном бюджете объемов бюджетных ассигнований достаточно для поддержания системы образования на оптимальном уровне и ее развития.

Отношение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на образование к ВВП в 2013-2016 годах сохраняется на уровне 3,3% (темпы роста ежегодно сохраняются на уровне темпов роста ВВП). Такая динамика обусловлена выполнением задач, поставленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (совершенствование системы оплаты труда педагогических работников, повышение доступности дошкольного образования), основная нагрузка по реализации которых ложится в основном на консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.