logo search
Otvety_k_zachetu_po_NSZS

Вопрос 17. Налоговые системы стран снг: общее и особенное.

Несмотря на негативные тенденции распада единого народно-хозяйственного комплекса СССР, в том числе и налоговой системы, государства - члены СНГ сохранили общие черты и связи. В этом плане важной проблемой стран является гармонизация налоговых отношений. В частности, объединение и унификация внутреннего рынка, интенсификация интеграционных процессов; упразднение налоговых границ и создание условий для свободного перемещения товаров; рационализация структур налоговых систем и унификация порядка их исчисления и взимания.

В настоящее время между странами СНГ действует единая "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ", двусторонние соглашения России с отдельными странами СНГ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, о снятии ограничений в хозяйственной деятельности и др. При осуществлении торговли в пределах СНГ налог на добавленную стоимость взимается по принципу "страны происхождения товара". Это означает, что налогом облагаются экспортируемые и не облагаются импортируемые товары.

Вместе с тем различия в национальных законодательствах препятствуют формированию общего рыночного пространства стран СНГ. В частности, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог имеют место в налоговых ставках стран СНГ. Однако налоговая система каждой страны имеет свои особенности, что и является препятствием на пути интеграционных процессов между странами СНГ.

Особенности налогообложения проанализируем на примере Белоруссии, Азербайджана, Казахстана и Украины. При этом отметим, что косвенные налоги во всех странах оказывают большое влияние на политику ценообразования.

Важнейший косвенный налог - налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления НДС всеми странами СНГ позаимствован из опыта западноевропейских стран, хотя и с национальными особенностями. В рамках СНГ была достигнута унификация ставки в размере 20%. В то же время существуют различия в перечнях товаров, облагаемых по ставке 10% и нулевой ставке.

При взимании акцизов в рамках Таможенного союза имеет место проблема двойного налогообложения, что ведет к искусственному повышению цен на импортируемые виды товаров и препятствует развитию взаимной торговли. Имеются различия в перечнях подакцизных товаров, их ставках, что препятствует оформлению таможенных пошлин. В каждой стране установлены на большинство товаров специфические ставки акцизов, причем в национальных валютах, что усложняет процесс выравнивания этих ставок.

Налог на прибыль и подоходный налог с юридических лиц является неотъемлемой частью налоговой системы всех стран СНГ, хотя имеются и некоторые особенности. В большинстве стран плательщиками данных видов налогов являются все юридические лица, в том числе иностранные. В Кыргызстане уплачивают только юридические лица-резиденты, в Белоруссии в качестве плательщиков выступают участники договоров о совместной деятельности, в России прибыль от совместной деятельности учитывается у каждого участника договора и облагается по общей ставке.

Имеются существенные различия и в ставках налогов. В России, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане основная ставка налога на прибыль установлена в размере 30% (в настоящее время в России 24%), в Белоруссии - 25% и т.д.

Местные органы власти устанавливают фиксированные суммы налогов на прибыль с учетом товарооборота, ассортимента товара и вида торговой организации. Объектом налогообложения в России является валовая прибыль, в Белоруссии - балансовая прибыль, в Казахстане и Кыргызстане - совокупный облагаемый доход, в Таджикистане - разница между валовым доходом и вычетами.

Наиболее унифицированный налог в рамках Таможенного союза - налог на имущество юридических лиц. Он взимается во всех странах, кроме Кыргызстана. Плательщиками налога являются все предприятия и организации. Ставка налога достаточно низкая и составляет в Таджикистане 0,5%, в Белоруссии и Казахстане - 1%, в России - 2% в пределах которых власти субъектов РФ устанавливают конкретную ставку налога.