logo search
УМК-1

1.1 Понятие и природа кризисов

В самом общем виде кризис- это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Сущность кризиса в терминах конкретной экономики можно определить следующим образом:

  1. кризис – это рассогласование в деятельности отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.);

  2. кризис - это неплатежеспособность это нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большее значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или смягчать или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности (рис.1)

Для понимания сущности кризиса и его природы необходимо рассмотреть две тенденции существования организации: функционирование и развитие.

Функционирование- это поддержка жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик.

Развитие- это приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды.

Функционирование и развитие взаимосвязаны между собой, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы (организации). Функционирование организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека,

Рис. 1 Возможные последствия кризисов

осуществляющего трудовую деятельность. Функционирование организации возможно лишь при определенном соответствии этих факторов производства, а результат должен отвечать интересам и потребностям человека.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и человеке. Критерием этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.

Связь функционирования и развития имеет диалектический характер. Функционирование сдерживает развитие. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе. То есть, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.

Таким образом, наступление кризисов вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой организации.

Кризисы могут также возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования.

К проблеме возникновения кризисов в организации можно подойти с другой стороны. Так, любая организация является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. и представляет собой целостность. Как известно, система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо неустойчивом состоянии. Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними.

В условиях плановой системы хозяйствования устойчивость производственно-экономических структур достигалась в основном внешними факторами (дополнительная экономическая поддержка, замена директора, корректировка планов, административная реорганизация производства и др.). В этом случае устойчивость деятельности предприятия достигалась извне и кризис не наступал.

В рыночной экономике данные механизмы поддержки предприятий не используются. Их устойчивость достигается в основном за счет внутренних резервов, которых в условиях нестабильности явно недостаточно. Это и обусловливает наступление кризисов в организациях (предприятиях, фирмах, компаниях и т.п.) в условиях рынка.