logo
УМК-1

5.1. Формирование антикризисной команды

  • Основная цель руководителя предприятия в кризисных условиях – не довести неплатежеспособное предприятие до банкротства, обеспечить его выживание и развитие.

  • Его основная задача – разработать и реализовать программу оздоровления и развития. Ни действующий руководитель, ни внешний управляющий не смогут этого сделать без участия специалистов предприятия. Их участие или неучастие в программе оздоровления предприятия могут проявляться в активном содействии, сотрудничестве или, напротив, в формальном исполнении поручений, а то и в пассивном бездействии и даже сопротивлении нововведениям.

  • Антикризисная команда – это состав руководителей и специалистов, объединенных общей целью и интересами, связанными с оздоровлением и развитием предприятия, профессионально подготовленных и способных обеспечить достижение поставленной цели. В этих условиях важно выделить людей, готовых сотрудничать при разработке и реализации программы оздоровления предприятия. Они-то и составляют антикризисную команду.

  • Управленческая антикризисная команда – это не отдельное подразделение или неформальное образование. Под условным названием «антикризисная команда» следует понимать определенный состав менеджеров и специалистов, объединенных одной целью и общими интересами, связанными с выживанием и развитием предприятия.

  • Условия формирования команды:

  • Первое условие – это цель (финансовое оздоровление и повышение конкурентоспособности предприятия) и общие материальные и иные интересы.

  • Второе условие – в нее должны входить профессионально подготовленные к решению задач оздоровления предприятия люди трех категорий: менеджеры, квалифицированные специалисты и маркетологи.

  • Требования к специалистам при подборе команды:

  • Менеджеры должны обладать умениями, навыками и желанием:

  • – взять на себя дополнительные функции, права и полномочия;

  • - возглавить, если понадобится, отдельные, относительно самостоятельные подразделения, которые могут появиться в результате организационных преобразований;

  • - Мобилизовать сотрудников на выполнение сложных, в том числе несвойственных им задач;

  • - легко адаптироваться к изменениям во внешней среде и нововведениям в организации;

  • - снимать социально-психологическое напряжение в коллективах, вести разъяснительную работу.

  • Квалифицированные специалисты должны уметь решать организационно-технологические, экономические и финансовые задачи инновационного и антикризисного характера.

  • Маркетологи (руководители и специалисты) должны обладать информацией, связями, профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для динамичного изучения спроса, поиска и освоения новых ниш и торговых связей.

  • Третье условие – готовность к командной работе. В числе руководителей и специалистов предприятия могут быть и такие, которые не готовы к сотрудничеству и взаимодействию в командной работе.

  • Основные причины отказа сотрудников от участия в команде по финансовому оздоровлению предприятия:

  • - их не интересует общая цель выживания предприятия;

  • - они надеются, что легко найдут другую, более интересную работу;

  • - профессионально расходятся с принятой стратегией и тактикой оздоровления предприятия.

  • Таким образом, в задачи руководителя предприятия, как и внешнего управляющего, входят:

    • - выявление менеджеров и специалистов, профессионально готовых к командной работе по оздоровлению предприятия;

  • - согласование личных интересов членов команды и общих целей организации;

  • - организация ускоренной целевой переподготовки менеджеров и специалистов, ориентированных на решение определенных задач программы оздоровления.

  • При формировании команды используются индивидуальные и совещательные формы работы, воспитательные, экономические и организационные методы воздействия. В случаях немотивированного противодействия отдельных лиц правомерно исключение их из состава команды вплоть до расторжения трудового договора.