logo
УМК-1

2.2. Распознавание кризисов

Типология кризисов имеет большое значение в их распознавании, а следовательно, и успешном управлении ими.

Опасность кризиса в организации существует всегда, даже при благоприятной экономической ситуации в стране. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, определения факторов, симптомов и причин кризиса.

Фактор кризиса – Это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.

К факторам кризиса могут относиться установленные по бухгалтерской отчетности коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами ниже нормативных значений.

Симптом – это внешнее проявление кризисных явлений. Симптомы кризиса – это проявление первых признаков отрицательных тенденций (деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и т.п.).

Симптомы проявляются в показателях и тенденциях их изменения, отражающие функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности труда, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., может характеризовать положение организации относительно наступления кризиса.

Симптомами кризиса являются как состояние показателя, так и тенденции его изменения. При этом состояние показателей может оцениваться и относительно установленной нормативной величины, и относительно друг друга.

Симптомом кризисного развития может быть несоответствие показателей закономерным соотношениям. Например, темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса.

Причины кризиса – это источники возникновения кризиса, это события или явления, вследствие которых наступил кризис.

Причинами кризиса в организации могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования и т.п.

Распознавание кризиса - это обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, установление его принадлежности к одной из групп кризисов, определение его свойств и характера.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на:

  1. объективные, связанные с циклическими потребностями в модернизации и реструктуризации;

  2. субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении;

  3. природные, обусловленные явлениями климата, стихийными бедствиями и др.

Причины кризиса могут быть:

  1. внешними;

  2. внутренними.

Первые причины связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране; вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, просчетами в экономической стратегии, инновационной и инвестиционной политике, старением технологии и многими другими факторами.

Таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда, и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Большое значение для понимания кризиса имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса.

Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть, даже еще более глубокого и продолжительного.

Разные последствия кризиса определяются в значительной мере профессионализмом антикризисного управления, которое может смягчить или, напротив, обострить кризис.