12.Бизнес-план предприятия, его задачи, структура.
В современной экономической теории выделяются несколько функций бизнес - планирования:
Первая функция связана с возможностью использования бизнес - плана для разработки общей концепции. генеральной стратегии развития предприятий (организаций).
Вторая функция - функция планирования, которая дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия.
Третья функция - привлечение денежных средств со стороны.
Четвертая функция - привлечение к реализации планов развития предприятия, осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.
Все сформулированные выше функции свойственны бизнес-плану дорожной организации, необходимость разработки которого может возникнуть в процессе хозяйственной деятельности.
Бизнес-план - это документ, который дает описание основных аспектов будущего предприятия, анализирует все риски, с которыми оно может столкнуться, определяет способы решения этих проблем и отвечает в конечном счете на вопрос: "стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств?"
Нужно помнить, что бизнес-план, с одной стороны, важный аналитический документ, а с другой - средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу; информация должна быть четкой, емкой, но в то же время краткой. Следует учитывать, что банки, инвестиционные компании рассматривают множество предложений, поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.
Составлять бизнес-план может сам руководитель с привлечением сотрудников предприятия. Но лучше пригласить независимых экспертов, что, несомненно, повысит уровень обоснования документа.
Объем бизнес-плана зависит от его цели. Если это план внутрифирменного развития, то объем его не регламентируется.
Для получения небольших или средних инвестиций бизнес-план обычно состоит из 20 - 25 листов, а бизнес-план, цель которого - привлечение крупного инвестиционного капитала, может состоять из 50 - 80 страниц, без учета приложений.
Структура бизнес-плана
Разработчик при необходимости может изменить структуру, сохраняя общее направление и содержание плана.
План должен содержать следующие разделы:
1,Введение; 2,Описание предприятия; 3,Описание продукции; 4, Анализ рынка; 5, Конкуренция; 6,Маркетинговый план;
7, План производства; 8, Финансовый план; 9,Приложение.
В рекомендациях зарубежных и отечественных разработчиков бизнес-плана приводятся и такие разделы: организационный план, инвестиционный план.
Структура плана финансового оздоровления включает следующие разделы:
Общая характеристика предприятия;
Краткие сведения по плану финансового оздоровления;
Анализ финансового состояния предприятия;
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;
Рынок и конкуренция;
Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
Рассмотрим содержание отдельных разделов бизнес-плана.
Особое внимание рекомендуется обратить на "Введение", которое является своеобразной "визитной карточкой" всего бизнес-плана. Оно должно быть кратким и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержаться основные положения и цифры всего делового плана. Эта важная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По содержанию этой части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать план до конца, отсюда - предельная простота и лаконичность изложения минимум специальных терминов.
Во "Введении" должны быть следующие сведения:
Кто обращается с просьбой о предоставлении инвестиций;
Какова организационно-правовая форма предприятия;
Каким бизнесом будет заниматься предприятие;
Краткое описание продукции (услуг) предприятия;
Чем эта продукция (услуга) будет отличаться от продукции (услуги) конкурентов;
Почему покупатель захочет покупать (приобретать) именно эту продукцию (услугу);
В каком объеме инвестиций нуждается предприятие;
На какие цели эти инвестиции будут израсходованы;
Какую пользу это принесет предприятию;
Каковы предполагаемые финансовые результаты от использования инвестиционных вложений (прогноз объема работ, выручки, объем валовой прибыли, рентабельность инвестиций, условия и срок, в течение которого гарантируется возврат инвестиций).
Если после ознакомления с "Введением" потенциального инвестора заинтересовал проект, то немаловажным фактором для инвестора будет являться характеристика предприятия, в которое он, вполне возможно, вложит свой капитал. Поэтому предполагаемый инвестор особое внимание обратит на следующий раздел - "Описание предприятия (организации)".
Этот раздел лучше начать с анализа текущего состояния отрасли экономики, в которой функционирует предприятие, показать тенденции развития отрасли (в этом случае отрасли делятся на три основных типа: устойчивые, растущие, находящиеся в кризисе). Инвестору важно показать, какое место в отрасли занимает предприятие, и приступать к его описанию.
Краткие сведения о предприятии должны, как правило, включать следующее:
Общие сведения: расположение предприятия; занимаемая площадь; количество зданий, этажей, цехов; тип конструкции здания; площадь земельного участка (собственный или арендуемый); плата за аренду земли, сколько, в каком виде, срок аренды, условия прекращения аренды; выгодность расположения; количество работников.
Характеристика основных фондов предприятия: состояние, износ оборудования; оценка стоимости оборудования на правах аренды или собственное; стоимость арендованного оборудования; стоимость не установленного оборудования. Список основного оборудования с его оценкой лучше давать в приложении.
Организационная структура. В этом разделе нужно показать, прежде всего, управленческую структуру: кто первоначально принимает стратегическое решение, какие отделы принимают участие в принятии решения, квалификация управленческого персонала. Показать кратко количество отделов и подразделений, их основные функции. Отметить текучесть кадров, каких специалистов не хватает для нормального функционирования производства.
Технологическая структура: дать оценку выполняемых работ, уровень технологии, проблемы ее старения, перспективы обновления. Оценить степень использования машин, механизмов и другого оборудования, организацию его обслуживания и ремонта. Охарактеризовать источники получения и качество строительных материалов, конструкций и полуфабрикатов. Дать оценку контроля качества выполняемой строительной продукции.
Описание продукции. В этом разделе необходимо дать четкое определение в описание тех видов продукции и услуг, которые будут предложены на рынок. при описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция даст потенциальным потребителям, а не только на технических подробностях. Важно подчеркнуть уникальность и отличительные качества продукции.
- 1.Функции управления производством. ( Процессный подход)
- 2.Системный подход к управлению производством.
- 3.Кибернетический подход к управлению производством. Управляемая система.
- 4.Ситуационный и командно-административный подход к управлению.
- 5.Методы управления производством.
- 6.Организационные структуры управления, их элементы и классические типы.
- 7.Роль руководителя в системе управления.
- 8.Управленческие решения, общие понятия, виды и принципы принятия управленческих решений.
- 9.Основы управленческого учета в строительстве и дорожном хозяйстве.
- 10.Предприятия и их организационно правовые формы.
- 11.Задачи прогнозирования планирования на различных уровнях управления производством.
- 12.Бизнес-план предприятия, его задачи, структура.
- 13.Управление дорожным хозяйством Российской Федерации. Цели и задачи гк «Российские автомобильные дороги».
- 14.Основные функции и задачи дорожного хозяйства.
- 15.Налогообложение в Российской Федерации, налогообложение дорожных организаций.
- 16.Система ценообразования в дорожном хозяйстве в условиях рынка на основе закона спроса-предложения.
- 17.Структура себестоимости работ, элементы, состав.
- 18.Основные фонды, их структура и технико-экономические показатели использования опф.
- 19.Оборотные средства организаций дорожного хозяйства.
- 20.Лизинг и его использование дорожными организациями.
- 21.Формы и системы оплаты труда.
- 22.Методы расчета цены на выполнение работ.
- 24.Образование и использование прибыли дорожных организаций.
- 25.Система контроля, учета, отчетность.