7.Роль руководителя в системе управления.
Функции распорядительства.
Организационное распорядительство – важная группа функций управления, рассматривающая методы управления как организационные формы управляющего воздействия.
На основе изложенных ранее методов управления руководитель в пределах предоставленных ему прав выполняет функции распорядительства. Успех управления зависит от своевременности и умения руководителя осуществлять эти функции.
Руководитель должен уметь:
1. Предвидеть, т.е. изучить закономерности, установить программу действий, предупредить возможные отклонения.
2. Организовать, т.е. создать работоспособный коллектив и определить функции руководства включающие:
-определение действий на месяц, на день, на неделю;
-подбор руководителей подразделений и исполнителей;
-определение полномочий каждого работника;
-контроль за действиями и соблюдением полномочий подчиненных;
-справедливое вознаграждение за хорошую работу;
-предупреждение ошибок, нарушений дисциплины и других отклонений от норм;
-воспитание сознательного и товарищеского отношения в коллективе.
3. Распоряжаться, т.е. конкретно и оперативно приводить в действие персонал подразделений.
Для того чтобы эффективно распоряжаться руководитель должен:
-изучить непосредственно подчиненных, их деловее качества;
-отстранять работников, не способных выполнять свои обязательства;
-хорошо знать внепроизводственные условия работников (жилищные, бытовые, культурные и другие). 4. Согласовывать, т.е. координировать, связывать, объединять все действия не только внутри подразделений, но и между ними.
5. Контролировать, т.е. проверять ход выполнения установленной программы и проверять исполнение распоряжений.
Лидерство, стиль руководства.
Лидерство — это процесс, процедура, способность вли¬ять и убеждать людей в необходимости достижения целей, способ направить их совместные усилия. Имеется много средств, с помощью которых лидер может оказывать влияние и вести людей за собой.
Можно выделить три стиля руководства:
-директивный; -товарищеский; -либеральный.
Они различаются объемом использованной власти и степенью свободы подчиненных.
Директивный стиль на практике проявляется в том, что руководитель жестко регламентирует задачи и методы деятельности подчиненных, сосредотачивает решение всех вопросов в своих руках, практически не советуется с подчиненными, не терпит возражений и обсуждения своих решений. Основными в деятельности такого руководства являются административные методы. С подчиненными он держится строго, официально, подчеркивая дистанцию между собой и членами коллектива.
Демократический (товарищеский) стиль предполагает, что руководитель информирует членов коллектива о планах, советуется с ними и считается с их мнением, принимая решение. Такой руководитель управляет коллективом “изнутри”, а не “извне”. Он находится в товарищеских отношениях с подчиненными, хотя и соблюдает необходимую дистанцию. Применяет, главным образом, экономические и социально-психологические методы управления, но по необходимости использует и приказ.
Руководитель либерального стиля характеризуется нерешительностью, колебаниями при принятии решений, стремится передать вопросы своей компетенции на обсуждение подчиненных, даже когда в этом нет необходимости, нередко самоустраняется от решений. Он не хвалит и не наказывает подчиненных, ибо не хочет портить с ними отношений. Предпочитает не замечать нарушений, не высказывать запретов, заменяя их своим присутствием. Будучи вынужденным, в чем-то ограничить подчиненных ссылается на приказ вышестоящего руководителя.
Каждый из указанных стилей руководства редко встречается на практике в чистом виде. В деятельности каждого руководителя присутствуют элементы разных стилей. Их сочетание характеризует индивидуальность стиля, а отнести к какому-либо стилю осуществляется по преобладанию элементов одного из стилей.
Теория личного обаяния - харизма.
Харизма - это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Вот некоторые характери¬стики харизматических личностей:
- обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих их людей.
- внушитель¬ная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится.
- независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других.
- хорошие ораторские способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению.
- восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие.
- достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуа¬цией.
Руководитель, обладающий харизматической личностью, также может иметь и использовать власть примера. Руководители часто служат примером поведения для подчиненных.
- 1.Функции управления производством. ( Процессный подход)
- 2.Системный подход к управлению производством.
- 3.Кибернетический подход к управлению производством. Управляемая система.
- 4.Ситуационный и командно-административный подход к управлению.
- 5.Методы управления производством.
- 6.Организационные структуры управления, их элементы и классические типы.
- 7.Роль руководителя в системе управления.
- 8.Управленческие решения, общие понятия, виды и принципы принятия управленческих решений.
- 9.Основы управленческого учета в строительстве и дорожном хозяйстве.
- 10.Предприятия и их организационно правовые формы.
- 11.Задачи прогнозирования планирования на различных уровнях управления производством.
- 12.Бизнес-план предприятия, его задачи, структура.
- 13.Управление дорожным хозяйством Российской Федерации. Цели и задачи гк «Российские автомобильные дороги».
- 14.Основные функции и задачи дорожного хозяйства.
- 15.Налогообложение в Российской Федерации, налогообложение дорожных организаций.
- 16.Система ценообразования в дорожном хозяйстве в условиях рынка на основе закона спроса-предложения.
- 17.Структура себестоимости работ, элементы, состав.
- 18.Основные фонды, их структура и технико-экономические показатели использования опф.
- 19.Оборотные средства организаций дорожного хозяйства.
- 20.Лизинг и его использование дорожными организациями.
- 21.Формы и системы оплаты труда.
- 22.Методы расчета цены на выполнение работ.
- 24.Образование и использование прибыли дорожных организаций.
- 25.Система контроля, учета, отчетность.