1.2. Амортизационная политика
Реформа начисления амортизации пока еще не завершена так, как предусматривалось в «Основных направлениях налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В Кодексе закреплена возможность использования налогоплательщиками нелинейного метода начисления амортизации, который основан на начислении амортизации методом убывающего остатка не пообъектно, а исходя из всей стоимости амортизационной группы. Вместе с тем в связи с краткими сроками принятия подобного решения реформа начисления амортизации в налоговых целях не была доведена до конца – речь идет о пересмотре принципов построения амортизационных групп.
В настоящее время состав амортизационных групп, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», основан на физическом сроке службы того или иного объекта основных средств. Однако определение сроков полезного использования отдельных активов является очень сложной задачей, и при этом не во всех случаях физический срок службы объекта основных средств должен определять скорость отнесения его стоимости на расходы по налогу на прибыль организаций. Так, при оценке сроков службы активов в Советском Союзе, нормы амортизации (для целей бухгалтерского учета) определялись исходя из линейного способа начисления амортизации, и впоследствии именно с использованием этих данных было подготовлено указанное выше постановление Правительства Российской Федерации.
С момента этих оценок прошло около 30 лет, поэтому полагаться на разработанные в то время нормы проблематично: изменились технологии, характеристики используемого оборудования. Нынешние сроки полезной эксплуатации, используемые для расчета норм амортизации, во многом основаны на нормах, рассчитанных в Советском Союзе, с корректировкой, выполненной по методике, которая вряд ли отвечает современным требованиям.
Например, для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы – в частности, скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока их службы. При этом Правительство Российской Федерации вынуждено постоянно менять состав амортизационных групп, что делается как для снижения уровня налоговой нагрузки, так и для учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли, однако сами сроки полезного использования для того или иного объекта основных средств перестали быть обоснованными.
Также реформа начисления амортизации необходима, поскольку в использование нелинейного метода начисления амортизации в целях исчисления налога на прибыль организаций в настоящее время сдерживается сохраняющимися различиями в подходах к учету основных средств в бухгалтерском и налоговом учете – в частности, пообъектный учет основных средств и определение их балансовой стоимости несмотря на использование нелинейного метода начисления амортизации в налоговом учете требуется исходя из требований к ведению бухгалтерского учета. В этой связи подходы к ведению бухгалтерского и налогового учета будут скорректированы таким образом, чтобы обеспечить необходимое единообразие.
Таким образом, предлагается в среднесрочной перспективе пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп, для чего возможно использование предложений, разработанных Министерством финансов Российской Федерации в ходе подготовки проекта Кодекса во второй половине 90-х годов. Вместе с тем реализация подобной реформы в силу ее масштабности и возможного существенного влияния на доходы бюджетов может занять несколько лет.
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
- I. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
- 1. Налог на прибыль организаций
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизное налогообложение
- 4. Налог на доходы физических лиц
- 5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц
- 6. Налог на добычу полезных ископаемых
- 7. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
- 8. Налоговое администрирование
- 9. Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей
- 10. Единый социальный налог
- 11. Государственная пошлина
- 12. Транспортный налог
- 13. Налог на имущество организаций
- II. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов
- 1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности
- 1.1. Корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
- 1.2. Амортизационная политика
- 1.3. Уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
- 1.4. Сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки ндс при экспортных операциях
- 1.5. Создание благоприятных условий налогового администрирования
- 1.7. Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации
- 1.8. Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях
- 1.9. Освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта
- 1.10. Уточнение порядка принятия для целей налогообложения расходов в виде платежей по лицензионным (сублицензионным) договорам
- 1.11. Разрешение переноса убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества
- 1.12. Распространение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам
- 1.13. Прочие направления поддержки инновационной активности
- 2. Налог на прибыль организаций
- 3. Налог на добавленную стоимость
- 4. Акцизное налогообложение
- 5. Введение налога на недвижимость
- 6. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков)
- 7. Налог на добычу полезных ископаемых ндпи, взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа)
- Ндпи, взимаемый при добыче твердых полезных ископаемых
- 8. Водный налог
- 9. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
- 10. Налоговое администрирование
- 10.1. Совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения
- 10.2. Введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп
- 10.3. Совершенствование порядка учета налогоплательщиков
- 10.4. Ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения
- 10.5. Внедрение системы электронных счетов-фактур
- 10.6. Упрощение администрирования налогообложения физических лиц
- 11. Создание налоговых условий для деятельности по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации