1.5. Создание благоприятных условий налогового администрирования
В предыдущие годы особое внимание уделялось повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.
Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов с тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой – сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.
Совершенствование налогового администрирования не исчерпывается изменениями законодательства, но и требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, появлении реальной ответственности налоговых органов за принимаемые решения. Даже при самом передовом законодательстве налоговое администрирование будет далеко от эффективного, если основной задачей налогового органа будет пополнение бюджета любой ценой, при том, что ответственность за окончательное решение вопросов о правомерности доначисления налогов по результатам проверок перекладывается на судебную систему, а издержки налогоплательщиков, связанные с таким администрированием, не принимаются во внимание.
Создание благоприятных условий налогового администрирования имеет особое значение для инновационных компаний. С учетом высокой мобильности капитала в этой сфере, в первую очередь, важно обеспечить конкурентоспособность российской налоговой системы в отношении инновационных компаний (хотя повышение качества налогового администрирования является актуальной задачей для всех налогоплательщиков). Это предполагает внедрение как новых инструментов налогового администрирования (создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, единое окно постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам), так и использование неформальных инструментов и регламентов (особый отбор сотрудников, добросовестное исполнение обязанностей по информированию налогоплательщиков о способах исполнения законодательства о налогах и сборах, отсутствие очередей, удобные часы работы инспекций и т.д.).
Как и некоторые другие перечисленные меры, реализация указанного подхода для инновационных организаций требует создания эффективного механизма их идентификации.
1.6. Освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции
Вступление в силу федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создало возможность для классификации оборудования в зависимости от его энергетической эффективности. По мере развития системы такой классификации создается возможность для освобождения от уплаты налога на имущество организаций технологического оборудования с высокими классами энергоэффективности (по аналогии с уже существующей возможностью применения повышающего коэффициента 2 при начислении амортизации на объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность). Введение указанной льготы может способствовать обновлению производственных мощностей в промышленности, а также обеспечивать спрос на продукцию высокотехнологичных производств, которые поставляют на рынок оборудование с высоким уровнем энергоэффективности.
Вместе с тем возникает необходимость определения видов оборудования, относящегося к энергоэффективному, т.е. необходимость формирования критериев, позволяющих объективно сформулировать требования к такому оборудованию, а также необходимость пересмотра критериев (возможно на постоянной основе, путем введения порядка пересмотра критериев и т.п.) в связи с развитием инновационных технологий, усовершенствованием оборудования и, соответственно, возможным изменением понятия энергоэффективности.
Также целесообразно рассмотреть вопрос об освобождении от уплаты налога на имущество организаций, переданного образовательным и научным (инновационным) организациям имущества для создания научно-технической продукции.
Данная мера предполагает освобождение от уплаты налога на имущество организаций машин, оборудования, опытных образцов, макетов и других основных средств, которые были переданы для испытаний и экспериментов или безвозмездно предоставлены заказчиком в пользование образовательным и научным (инновационным) организациям в процессе выполнения договора (заказа) на создание научно-технической продукции в соответствии с условиями договора (заказа). Введение этой нормы обеспечивало бы создание стимулов для образовательных и научных (инновационных) организаций к созданию новых производств или расширению действующей научно-производственной базы.
Вместе с тем введение данной меры требует значительной подготовительной работы. Прежде всего, необходимо определить перечень видов основных средств, для которых будет действовать данная льгота по налогу на имущество организаций, а также статус научной (инновационной) организации для целей налогового администрирования.
Также следует обратить внимание на то, что налог на имущество организаций является региональным налогом, поэтому введение дополнительных федеральных льгот может быть компенсировано отменой иных, применяемых в настоящее время льгот, установленных Кодексом
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
- I. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
- 1. Налог на прибыль организаций
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизное налогообложение
- 4. Налог на доходы физических лиц
- 5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц
- 6. Налог на добычу полезных ископаемых
- 7. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
- 8. Налоговое администрирование
- 9. Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей
- 10. Единый социальный налог
- 11. Государственная пошлина
- 12. Транспортный налог
- 13. Налог на имущество организаций
- II. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов
- 1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности
- 1.1. Корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
- 1.2. Амортизационная политика
- 1.3. Уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
- 1.4. Сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки ндс при экспортных операциях
- 1.5. Создание благоприятных условий налогового администрирования
- 1.7. Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации
- 1.8. Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях
- 1.9. Освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта
- 1.10. Уточнение порядка принятия для целей налогообложения расходов в виде платежей по лицензионным (сублицензионным) договорам
- 1.11. Разрешение переноса убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества
- 1.12. Распространение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам
- 1.13. Прочие направления поддержки инновационной активности
- 2. Налог на прибыль организаций
- 3. Налог на добавленную стоимость
- 4. Акцизное налогообложение
- 5. Введение налога на недвижимость
- 6. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков)
- 7. Налог на добычу полезных ископаемых ндпи, взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа)
- Ндпи, взимаемый при добыче твердых полезных ископаемых
- 8. Водный налог
- 9. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
- 10. Налоговое администрирование
- 10.1. Совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения
- 10.2. Введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп
- 10.3. Совершенствование порядка учета налогоплательщиков
- 10.4. Ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения
- 10.5. Внедрение системы электронных счетов-фактур
- 10.6. Упрощение администрирования налогообложения физических лиц
- 11. Создание налоговых условий для деятельности по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации