10.2. Введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп
Важное направление налоговой реформы связано с созданием и введением в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций.
Институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций и налогообложение доходов семьи широко используются в зарубежных странах.
Консолидированной группой налогоплательщиков предусматривается признавать добровольное объединение налогоплательщиков на основе договора в целях консолидации обязанностей по уплате налога на прибыль организаций. При этом в состав группы включаются компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской компании на основании критерия в виде минимальной доли участия. Организации – участники одной консолидированной группы налогоплательщиков не могут входить в другие консолидированные группы налогоплательщиков.
В состав консолидированной группы не могут включаться организации, являющиеся резидентами особых экономических зон, а также организации, применяющие специальные налоговые режимы.
Предполагается, что кредитные организации могут формировать консолидированную группу налогоплательщиков исключительно с участием других кредитных организаций, страховые организации – исключительно с участием страховых организаций, негосударственные пенсионные фонды – исключительно с участием негосударственных пенсионных фондов, профессиональные участники рынка ценных бумаг – исключительно с участием профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В консолидированную группу налогоплательщиков не могут одновременно входить организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, страховые и кредитные организации, а также негосударственные пенсионные фонды и организации, не являющиеся кредитными, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами или профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Лицо, ответственное за исполнение консолидированных обязанностей группы, исполняет обязанности группы по представлению деклараций, уплате налогов, представляет группу при проведении мероприятий налогового контроля и т.п.
Консолидированная группа налогоплательщиков составляет единую налоговую декларацию, отражающую сведения о консолидированной расчетной базе, определенной в целом по группе, а также о налоговой базе каждого участника группы. Консолидированная расчетная база при этом определяется путем суммирования по установленным правилам налоговой базы по налогу на прибыль всех организаций – участников консолидированной группы налогоплательщиков. В частности, при определении консолидированной расчетной базы по налогу на прибыль организаций для участников консолидированной группы в этот показатель не включаются доходы и расходы по операциям между организациями – участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Также не учитываются прибыли и убытки от операций между организациями – участниками консолидированной группы налогоплательщиков.
При этом сумма налога на прибыль организаций такого консолидированного налогоплательщика будет распределяться между бюджетами субъектов Российской Федерации так же, как в настоящее время распределяется сумма налога, исчисленная в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, т.е. пропорционально средней арифметической доле компании в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной группы.
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
- I. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
- 1. Налог на прибыль организаций
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизное налогообложение
- 4. Налог на доходы физических лиц
- 5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц
- 6. Налог на добычу полезных ископаемых
- 7. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
- 8. Налоговое администрирование
- 9. Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей
- 10. Единый социальный налог
- 11. Государственная пошлина
- 12. Транспортный налог
- 13. Налог на имущество организаций
- II. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов
- 1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности
- 1.1. Корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
- 1.2. Амортизационная политика
- 1.3. Уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
- 1.4. Сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки ндс при экспортных операциях
- 1.5. Создание благоприятных условий налогового администрирования
- 1.7. Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации
- 1.8. Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях
- 1.9. Освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта
- 1.10. Уточнение порядка принятия для целей налогообложения расходов в виде платежей по лицензионным (сублицензионным) договорам
- 1.11. Разрешение переноса убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества
- 1.12. Распространение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам
- 1.13. Прочие направления поддержки инновационной активности
- 2. Налог на прибыль организаций
- 3. Налог на добавленную стоимость
- 4. Акцизное налогообложение
- 5. Введение налога на недвижимость
- 6. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков)
- 7. Налог на добычу полезных ископаемых ндпи, взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа)
- Ндпи, взимаемый при добыче твердых полезных ископаемых
- 8. Водный налог
- 9. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
- 10. Налоговое администрирование
- 10.1. Совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения
- 10.2. Введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп
- 10.3. Совершенствование порядка учета налогоплательщиков
- 10.4. Ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения
- 10.5. Внедрение системы электронных счетов-фактур
- 10.6. Упрощение администрирования налогообложения физических лиц
- 11. Создание налоговых условий для деятельности по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации