1. Налог на прибыль организаций
1. Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализован комплекс мер, направленных на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.
Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) указанным Федеральным законом, предусматривают следующее:
1.1. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса дополнена новой статьей, устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при осуществлении операций займа ценными бумагами.
1.2. Урегулирован порядок удержания налога на прибыль организаций с доходов, перечисляемых организации-нерезиденту в рамках договора РЕПО, договора займа ценными бумагами или договора доверительного управления имуществом. Так, если сделка РЕПО или займа ценными бумагами заключается между иностранной организацией (продавец по первой части РЕПО либо займодавец) и российской организацией (покупатель по первой части РЕПО либо заемщик) и в период, когда акции находятся у российской организации, происходит выплата дивидендов, предусмотрена норма, согласно которой российская организация признается налоговым агентом, обязанным удержать налог на дивиденды, не удержанный у источника выплаты дивидендов или удержанный не в полной сумме.
1.3. В Кодекс внесены изменения, в соответствии с которыми операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". При этом объектом договора РЕПО могут выступать эмиссионные ценные бумаги российского эмитента, а также инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым осуществляет российская управляющая компания, акции или облигации иностранного эмитента и ценные бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие права в отношении ценных бумаг российского и (или) иностранного эмитента.
1.4. Предусмотрена возможность прекращения обязательств по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок. При этом однородными признаются требования по поставке ценных бумаг одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте.
1.5. Уточнены правила определения рыночных цен ценных бумаг для налога на прибыль организаций. При этом срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, сокращен с 12 месяцев до 90 дней.
1.6. Внесены изменения, предусматривающие, что рыночная цена ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, с 2010 года может определяться только на основании расчетной цены ценных бумаг. При этом использование метода цены аналогичных (идентичных, однородных) ценных бумаг для определения их рыночной цены из Кодекса исключено.
Также предусмотрено, что с 1 января 2011 г. порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. В течение 2010 года предполагается утвердить указанный порядок.
1.7. Установлены особенности порядка налогообложения прибыли клиринговых организаций при осуществлении централизованного клиринга как составной части организованных биржевых торгов.
1.8. Изменен механизм налогообложения прибыли по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. В частности, налогоплательщикам, осуществляющим дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, предоставлено право учитывать убытки, полученные по внебиржевым срочным сделкам, при определении основной налоговой базы по налогу на прибыль организаций; отменена текущая переоценка требований (обязательств) по финансовым инструментам срочных сделок; установлено, что премия по опционному контракту признается в составе расходов единовременно на дату осуществления расчетов по опционной премии, независимо от того, исполнен или не исполнен опционный контракт, а также независимо от вида базисного актива.
1.9. В соответствии с международной практикой налогообложения, а также в целях сближения бухгалтерского и налогового учета, из Кодекса исключен метод оценки ценных бумаг по стоимости последних приобретений (ЛИФО).
2. Уточнен порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях. С 2010 года при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков – получателей дивидендов.
3. В рамках совершенствования налогообложения торговых организаций с 1 января 2010 г. определен порядок оценки излишков товарных и материально-производственных запасов.
4. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета отменена переоценка полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте в налоговом учете.
5. В рамках реализации концепции создания в Российской Федерации мирового финансового центра был снижен барьер для предоставления освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов "стратегических" акционеров, получаемых в виде дивидендов. В частности, из Кодекса исключено ограничение в 500 млн. рублей, которое было необходимо до 1 января 2010 года как условие для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими "стратегическими" акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
- I. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде
- 1. Налог на прибыль организаций
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизное налогообложение
- 4. Налог на доходы физических лиц
- 5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц
- 6. Налог на добычу полезных ископаемых
- 7. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
- 8. Налоговое администрирование
- 9. Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей
- 10. Единый социальный налог
- 11. Государственная пошлина
- 12. Транспортный налог
- 13. Налог на имущество организаций
- II. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов
- 1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности
- 1.1. Корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
- 1.2. Амортизационная политика
- 1.3. Уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
- 1.4. Сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки ндс при экспортных операциях
- 1.5. Создание благоприятных условий налогового администрирования
- 1.7. Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации
- 1.8. Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях
- 1.9. Освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта
- 1.10. Уточнение порядка принятия для целей налогообложения расходов в виде платежей по лицензионным (сублицензионным) договорам
- 1.11. Разрешение переноса убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества
- 1.12. Распространение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам
- 1.13. Прочие направления поддержки инновационной активности
- 2. Налог на прибыль организаций
- 3. Налог на добавленную стоимость
- 4. Акцизное налогообложение
- 5. Введение налога на недвижимость
- 6. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков)
- 7. Налог на добычу полезных ископаемых ндпи, взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа)
- Ндпи, взимаемый при добыче твердых полезных ископаемых
- 8. Водный налог
- 9. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
- 10. Налоговое администрирование
- 10.1. Совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения
- 10.2. Введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп
- 10.3. Совершенствование порядка учета налогоплательщиков
- 10.4. Ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения
- 10.5. Внедрение системы электронных счетов-фактур
- 10.6. Упрощение администрирования налогообложения физических лиц
- 11. Создание налоговых условий для деятельности по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации