logo search
Грунский В

3.2 Совершенствование налогового администрирования в области ндс

Поступления НДС составляют значительную часть доходов федерального бюджета. Поэтому совершенствование администрирования НДС является приоритетной задачей.

В Обращении ФНС РФ от 23.03.2009 № MM-18-1/54 «О мерах налогового администрирования» предлагается ввести регистрацию плательщика НДС. Введение регистрации плательщика НДС одобрено Правительством Российской Федерации в Основных направлениях налоговой политики на 2008-2010 годы. По мнению ФНС России, регистрация плательщика НДС должна ограничить доступность к НДС-обороту, защитить бюджет и стимулировать к переходу на упрощенный режим налогообложения. Статус плательщика НДС предоставляется по заявлению при достижении установленных критериев с учетом налоговой истории.

Замысел введения специальной регистрации плательщиков НДС достаточно давно прорабатывается Минфином РФ. Практика регистрации налогоплательщиков НДС применяется европейскими странами, Канадой, Австралией, Южной Кореей, Японией.

Вместе с тем следует заметить, что регистрация плательщиков НДС в странах Европейского союза не решила проблем существования «фирм-однодневок» и применение схем по уклонению от уплаты НДС в части трансграничных операций.

Так, по оценкам Еврокомиссии, в 2006 г. налоговые мошенничества обошлись странам ЕС в 2–2,5% ВВП, или 200–250 млрд. евро. Наиболее серьезный ущерб наносит «карусельное» мошенничество с НДС33. В связи с этим в декабре 2008 г. Еврокомиссия опубликовала предложения по созданию нового наднационального налогового органа в ЕС (именуемого Еврофиск). Еврофиск является единой системой контроля уплаты налога. Еврофиск призван создать единую базу данных (включая единую базу счетов-фактур), через которую налоговые органы разных стран ЕС смогут обмениваться информацией об уплате НДС.

Таким образом, опыт ЕС показывает, что само по себе создание специальной регистрации плательщиков НДС не решает проблем уклонения от НДС, требуются значительные усилия по организации оперативного налогового контроля и информационного обмена. Проверки, проводимые налоговыми органами при регистрации плательщиков НДС, не обеспечивают гарантий добросовестности налогоплательщиков.

Следовательно, издержки на внедрение механизма налогового контроля в форме специальной регистрации, вполне вероятно, окажутся неэффективными и приведут лишь к усложнению условий деятельности добросовестных налогоплательщиков. Учитывая высокую нагрузку налоговых органов, данная процедура может стать формальной, дублирующей процедуру государственной регистрации юридических лиц. Одновременно, учитывая низкую культуру правоприменения налогового законодательства налоговыми органами и преобладающим в их деятельности приоритетом фискального интереса, представляет опасность правонарушений и произвола налоговых органов при проведении специальной регистрации плательщиков НДС.

Поэтому введение института специальной регистрации плательщиков НДС представляется преждевременным и малоэффективным механизмом, не обеспечивающим преодоление проблем уклонения от уплаты НДС.

В период с января по июнь 2009 г. в налоговых органах Управления ФНС России по г. Москве был реализован пилотный проект по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде (Письмо Минфина от 04.08.2009 № 03-02-08-64). Эксперимент признан успешным, и в 2010 году Минфин России планирует начать масштабное внедрение системы электронного документооборота счетов-фактур.

Данная инициатива представляется полезной и перспективной. Специальная регистрация налогоплательщиков НДС имеет смысл только при условии создания единой инфраструктуры сбора и обработки информации о начислении и уплате НДС.

Вместе с тем следует учитывать, что внедрение электронных реестров счетов-фактур и самих счетов-фактур в виде электронных документов даст значимый полезный эффект лишь в длительной перспективе, поскольку этот процесс в настоящее время не обеспечен адекватной информационно-телекоммуникационной инфраструктурой. Кроме того, требуются определенные изменения действующего законодательства, направленные на возможность применения в налоговом администрировании электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью.

В ближайшем будущем целесообразно осуществлять меры по решению следующих задач в целях совершенствования администрирования НДС: · дальнейшее совершенствование механизмов и порядка применения счетов-фактур;

· сокращение числа налогоплательщиков НДС (в основном за счет перехода части субъектов среднего и малого бизнеса на специальные налоговые режимы) с учетом эффективности администрирования налога по категориям налогоплательщиков;

· расширение области применения специальных налоговых режимов в отношении представителей среднего и малого бизнеса;

· разработка и внедрение эффективных мер по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками и организациями-однодневками.