logo search
Инвестиционное кредитование малого и среднего бизнеса

Формы иностранных инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

По международным меркам банки занимают в экономике России довольно скромное место: отношение их суммарных нетто-активов к валовому внутреннему продукту (ВВП) на начало 1998 года составляло менее 30%, тогда как в таких странах, как Бразилия, Мексика, США это соотношение оставляет более 50%, Еще выше оно во Франции, Японии, Германии - 150 - 200%. В 1993 году данный показатель, характеризующий роль российских банков, был значительно выше - 80%, существенное снижение этого показателя произошло после 1995 года, когда банковская система испытала первый серьезный кризис. Поэтому важным моментом совершенствования работы российских банков является международное сотрудничество. Многие крупные и средние банки участвуют в проектах Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), связанных с поддержкой предприятий, жилищной программы и развитием финансовых учреждений. Мосбизнесбанк в соответствии с Соглашением по Проекту поддержки предприятий, подписанным 2 сентября 1996 года, получил заем ЕБРР в размере 10 млн. долларов США сроком на 12 лет. Под этот заем были отработаны два проекта по модернизации производства на ОАО «Карельский окатыш» и проект по реконструкции и техническому перевооружению основного производства на ЗАО «Томский инструмент». В рамках поддержки малого предпринимательства с ЕБРР было подписано пять соглашений о финансировании малых предприятий в различных регионах России - в Екатеринбурге, Томске, Туле, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Омске Европейский Банк реконструкции и развития совместно со свердловскими банками - партнерами с 1995 года реализует в Свердловской области две Программы кредитования малого бизнеса. В Программе микрокредитования могут участвовать малые предприятия, работающие в сферах торговли, услуг и производства. Кредит выдается на срок до 6 месяцев на сумму до 30 тыс. долларов. Другая Программа рассчитана на малые предприятия, работающие только в сферах производства и услуг. Кредит по этой Программе выдается на срок до двух лет при максимальном размере до 125 тыс. долларов. За 1996 год по программам было выдано около 1000 кредитов, а по состоянию на декабрь 1996 года текущий кредитный портфель составил 2,7 млн. долларов. 30 экспертов в отделения банков-партнеров ЕБРР готовы бесплатно предоставить свердловским предпринимателям консультации по программам и рассмотреть заявки на кредит. При соответствии бизнес-плана установленным критериям кредит банком выдается в течение нескольких дней. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого бизнеса является одним из важных приоритетных направлений разрабатываемых проектов федеральной и многих областных программ государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. При этом особое значение придается: ·переориентации системы финансовой поддержки на активное привлечение внебюджетных средств, в том числе путем использования залоговых и гарантийных механизмов, долевого участия в реализации проектов субъектов малого предпринимательства; ·применению конкурсного отбора проектов для финансирования, созданию информационно прозрачной системы прохождения проектов в сочетании с ужесточением контроля и финансовой ответственности за нецелевое использование государственных ресурсов: ·квотированию распределения средств и дифференциации условий их предоставления в зависимости от приоритетов и направлений Программы. Дальнейшее развитие финансово-кредитной и инвестиционной системы поддержки малого предпринимательства предполагает: ·создание на базе объединений малых предприятий и элементов инфраструктуры отраслевых и межрегиональных финансово-промышленных образований; ·организацию взаимодействия объектов инфраструктуры финансовой поддержки малого предпринимательства с другими участниками фондового рынка с целью увеличения капитализации субъектов малого предпринимательства, повышения их инвестиционной привлекательности: ·развитие сотрудничества с коммерческими банками в рамках гарантийных механизмов и схем совместного кредитования; ·организацию взаимодействия с небанковскими инвесторами в реализации проектов, ориентированных на малое предпринимательство (лизинг, фран чайзинг и др.). Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мероприятий, в том числе; принять соответствующие нормативно-правовые акты; провести аналитическую работу и научные исследования, связанные с финансовыми проблемами субъектов малого предпринимательства, организовать обучение и повышение квалификации оценщиков, инвестиционных консультантов и финансовых менеджеров, продолжить создание объектов инфраструктуры финансово-кредитной поддержки, организовать информационное обеспечение малых предприятий о возможностях предоставления финансовой поддержки из различных источников, пропагандировать опыт успешной реализации инвестиционных проектов развития малых предприятий с использованием механизмов государственной поддержки, обеспечить привлечение иностранных инвестиций и кредитов в сферу



Диаграмма 2
Структура заемщиков кредита ЕБРР

В 1998 году Екатеринбургское представительство БРР осуществляет Программу кредитования малого и среднего бизнеса с пятью свердловскими банками-партнерами: Екатеринбургским банком Сбербанка РФ, ОАО «Уралпромстройбанком», Уральским отделением «Мосбизнесбанка», Екатеринбургским филиалом «Инкомбанка», АКБ «Золото-Платина-Банком». Текущий портфель ЕБРР по программам кредитования малого и среднего бизнеса по состоянию на 1 января 1998 года составил 775 кредитов на общую сумму 9 млн. долларов. Размер кредита от 10 до 125 тыс. долларов на срок от 2 до 24 месяцев под 17-24% годовых в валюте. Следует отметить, что 1987 год отличает наибольшая активность иностранных инвесторов.

Таблица 5 Накопленные вложения стран-инвесторов в Российскую экономику на 01.01.98

Страны

Валютные инвестиции, тыс. долл.

Доля в общем объеме, %

Всего руб. инвестиций, млн. руб.

Доля в общем объеме, %

1. США

5 240 094

25,8

1 702 827

9,1

2. Швейцария

3 185 986

15,7

588 681

3,2

3. Нидерланды

2 992 597

14,7

1 409 427

7,6

4.Великобритания

2 615 352

12,9

1 508 270

8,1

5. Германия

1 750 382

8,5

1 446 998

7,8

6. Италия

564 216

2,8

-

-

7. Кипр

555 507

2,7

4 373 741

23,5

8. Австрия

505 408

2,5

1 136 845

6,1

9. Швеция

372 402

1,8

-

-

10. Лихтенштейн

268 729

1,3

1 788 026

9,6

11. Франция

266 337

1,3

-

-

12. Бельгия

261 663

1,3

-

-

13. Япония

230 339

1,1

-

-

Прочие

1 546 616

7,6

2 416 639

13,0

Наиболее активными инвесторами средств в экономику России являются: США, Швейцария, Нидерланды.

Таблица 6 Инвестиции в регионы РФ на 01.01.98

Регионы

Валютные инвестиции, тыс. долл.

Доля в общем объеме, %

Всего руб. инвестиций, млн. руб.

Доля в общем объеме, %

1. Москва

4006038

46,1

10375252

73,6

2. Санкт-Петербург

671590

7,7

400762

2,8

3. Московская обл.

659612

7.6

-

-

4.Тюменская обл.

381542

4.4

147699

1.0

5. Магаданская обл.

225173

2.6

-

-

6. Республика Коми

195540

2.2

-

-

7. Сахалинская обл.

183534

2.1

-

-

8. Самарская обл.

166743

1.9

-

-

9. Хабаровский край

153708

1.8

-

-

10. Республика Татарстан

152340

1.8

-

-

11. Краснодарский край

139039

1.6

-

-

12. Приморский край

121704

1.4

440435

3.1

13. Ленинградская обл.

114758

1.3

347399

2.5

14. Нижегородская обл.

103414

1.2

173866

1.2

15. Пермская обл.

98366

1.1

-

-

16. Волгоградская обл.

91588

1.1

-

-

Прочие

1226460

14.1

783021

5.6

Таким образом, иностранные инвестиции направляются главным образом в регионы с развитой инфраструктурой, богатые природными ресурсами, промышленно развитые, а также в регионы, расположенные близко к потенциальным инвесторам. Половина прямых валютных вложений была направлена в промышленность. В промышленном секторе наиболее привлекательными для прямых иностранных инвесторов являются пищевая и топливная отрасли (36% и 21% валютных вложений соответственно). Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность занимают с 3-го по аб6-ое место соответственно. Вложения в остальные отрасли составляют менее 2%. Анализ зарубежных инвестиций показывает, что около 95% финансовых кредитов приходится на предприятия, находящиеся на территории 10 регионов (Москва, Самарская, Архангельская, Тюменская области, Красноярский край и т.д.). Те же регионы, где отсутствуют предприятия сырьевых отраслей и естественных монополистов, остаются для иностранного капитала пока малопривлекательными. Наиболее распространенной формой кредитования российский фирм иностранными частными и тем более государственными финансовыми структурами является кредитование под гарантии субъектов Федерации или местных органов власти. Стремление получить такие гарантии в нынешней экономической ситуации безусловно оправдано. Заканчивая первую главу, следует подвести итог. В развитых рыночных странах 60-70% населения занято в малом бизнесе, который является демпфером между беднейшими слоями и олигархическим капиталом. В России и Свердловской области ситуация противоположная: 80% занятых работают на крупных и средних предприятиях, а динамика развития малого бизнеса за последние два года замедлилась. Причем, складывается парадоксальное положение: усиливается декларирование поддержки и оценки важной роли малого предпринимательства, включая самые высокие государственные инстанции, а реальных механизмов и мер по предоставлению свободы развития нет. Из года в год повторяется одна и та же ошибка: вместо рекомендованного Президентом РФ выделения средств на развитие малого предпринимательства в размере 0,5% доходной части бюджета, фактически на эти цели направляется в несколько раз меньше и вся политика в отношении населения сводится к пособиям по безработице, социальной помощи неимущим, борьбе с бедностью социалистическими методами. Для ускоренного развития малого бизнеса необходимы определенные условия. Прежде всего это - качественная и полная законодательная база. В стадии многолетней доработки и согласования находятся в министерствах РФ и комитетах Государственной Думы РФ проекты законов о лизинге, лицензировании отдельных видов деятельности, об ипотеке, обществах взаимного страхования и кредитования, о залоге, таможенном регулировании, а также нормативные документы по упрощению налогообложения малых предприятий. Необходимо предусмотреть государственные меры по поддержке инвестиционной активности банковской системы резервирования под кредитные риски, а самим банкам разработать и использовать эффективные методы определения кредитоспособности заемщиков. Установить льготное налогообложение доходов банков, полученных ими от инвестиционной деятельности. Тем самым повысить заинтересованность коммерческих банков в работе с реальным сектором экономики.