Регламент инвестиционного кредитования Сбербанка Росси
5 февраля 1999 года Комитетом Сбербанка России по предоставлению кредитов и инвестиций утвержден Регламент по финансированию инвестиционных проектов, который является обязательным документом в работе по кредитованию юридических лиц и частных предпринимателей без образования юридического лица. Согласно этому Регламенту механизм кредитования, в частности, Норильского ОСБ представлен в схеме 6. Первичное рассмотрение Заявки. При обращении в Банк Заемщик направляет Заявку на финансирование, которая составляется в произвольной форме с указанием цели, суммы, сроков кредитования и возможного обеспечения. Заявка должна быть подписана руководителем и должна иметь исходящий номер и дату. Заявка на финансирование регистрируется в канцелярии Банка или в журнале регистрации входящей корреспонденции КП и, в соответствии с резолюцией руководства Банка или Руководителя КП, направляется для предварительной оценки начальнику кредитного отдела/кредитному работнику. Предварительная оценка проекта. Кредитный работник в течение 2 рабочих дней с момента получения им заявки направляет Заемщику для заполнения Формуляр (Приложение 2). В отдельных случаях, по усмотрению кредитного работника, дополнительно может быть принят бизнес-план, маркетинговое исследование или финансовая отчетность Заемщика.
Схема 6 Механизм инвестиционного кредитования Норильского ОСБ
Этап 1 Первичное рассмотрение заявки
|
| ·получение и регистрация заявки; ·рассмотрение заявки Руководителем КП; ·передача заявки начальнику отдела/кредитному работнику или отказ |
|
|
|
Этап 2 Предварительная оценка проекта |
| ·передача заявки в проработку кредитному работнику; ·выдачаФормуляраКлиенту; ·получение заполненногоФормуляраи его анализ; ·проведение встречи с клиентом; ·выдача Клиенту форм ИД; ·получение заполненных форм ИД и выполнение предварительной оценки; ·отказ или принятие проекта в проработку; ·выдача Клиенту перечня документов, необходимых для проработки/ заключение Договора на организацию финансирования и проведение комплексной экспертизы проекта. |
|
|
|
Этап 3 Проработка проекта и подготовка Заявки на предоставление кредита |
|
·прием полного пакета документов по проекту; ·анализ документов по составу, формальным признакам и содержанию; ·подготовка перечня вопросов и передача ихКлиенту; ·проверка вУБ; ·начало подготовкиЗаявки на предоставление кредита; ·анализ финансового состоянияЗаемщика; ·начало анализа коммерческой схемы проекта; ·определение и предварительное согласование участников проекта, осуществляющих функцииЗаемщика, Операторапроекта; ·контроль за оформлением всей необходимой разрешительной документации по проекту; ·получение заключения ЮУ (сторонних экспертов) о разрешительной документации; ·продолжение анализа коммерческой схемы проекта: проработка договоров и контрактов поинвестиционному проекту; ·анализ структуры финансирования проекта; ·анализ рисков проекта; ·формирование пакета обеспечения по проекту; ·анализ обеспечения; ·получение и анализ информации по основнымучастникам проекта; ·подготовка полныхИДпо проекту; ·сведение всей информации вЗаявки на предоставление кредита; ·вынесение наКомитетЗаявка на предоставление кредита,в соответствии с решениемКомитетапродолжение работы или отказ; ·внесение изменений в проект и его документацию с учетом замечаний и предложенийКомитета; ·Оформление решенияКомитета ·оформлениеЗаемщикомконтрактных документов по проекту |
|
|
Этап 4 Подготовка кредитной документации |
| ·подготовка текста кредитного договора и иной кредитной документации; ·подписание документовЗаемщиком; ·подписание документов Банком |
|
|
|
Этап 5 Открытие ссудного счета, выполнение предварительных условий и выдача кредита |
| ·составление Карточки предварительных условий; ·оформление и передача в Бухгалтерию распоряжения на открытие ссудного счета; ·оплатаЗаемщикомкомиссии за организацию кредита; ·контроль за выполненимЗаемщикоми другимиучастниками проектапредварительных условий; ·учет выполнения предварительных условий в Карточке предварительных условий и ее подписание по завершении всех предварительных условий; ·оформление документов для первого использования кредита; ·проведение операций по выдаче кредита. |
|
|
|
Этап 6 Кредитный мониторинг проекта |
| ·контроль целевого использования кредита; ·контроль за соблюдением графика реализации проекта; ·контроль за соблюдениемЗаемщикомграфика использования кредита; ·контроль за выполнением другими участниками проекта своих обязательств в соответствии со структурой финансирования проекта; ·контрольные выезды на место; ·формирование расчетного резерва на возможные потери по ссудам; ·контроль за своевременностью погашения процентов по кредиту; ·контроль за финансовым состояниемЗаемщикаи ключевых участников проекта; ·адекватное реагирование на изменение внешних условий реализации проекта и появление внутренних проблем; ·проведение повторного финансового анализа проекта; ·реструктурирование схемы финансирования в случаях необходимости; ·контроль за погашением задолженности по кредиту; ·принятие мер при возникновении угрозы просрочки и невыполнения обязательств по реализации проекта; ·закрытие кредитного дела и передача его в архив после полного погашения задолженности по кредиту; ·мониторинг проекта после выполненияЗаемщикомвсех своих обязательств по кредитному договору. |
Рассмотрение Формуляра кредитный работник осуществляет в течение 5 рабочих дней с момента его получения. При неполной информации кредитный работник обращается к Заемщику и получает недостающую информацию. При положительных итогах анализа Формуляра кредитный работник в течение 2 рабочих дней после завершения анализа направляет Инициатору проекта формы ИД с рекомендациями по их заполнению (Приложения 4 и 5). В случае отрицательного Заключения кредитный работник готовит предложение Руководителю КП о нецелесообразности дальнейшей работы с проектом. На основании полученных ИД и, используя применяемые в Банке программные продукты, кредитный работник выполняет в течение 10 рабочих дней предварительную оценку коммерческой эффективности проекта и анализ финансового состояния потенциального Заемщика. По результатам рассмотрения Формуляра, предварительной оценки коммерческой эффективности проекта и финансового состояния Клиента, переговоров с Инициатором проекта или потенциальным Заемщиком, анализа наличия или отсутствия стоп-факторов, заключения УБ (на данном этапе запрос в УБ направляется по усмотрению Руководителя КП) кредитный работник готовит предложения руководителю КП о целесообразности продолжения работы над проектом и форме финансирования (проектное финансирование или инвестиционное кредитование) . Решение о принятии проекта в детальную проработку и форме финансирования или отказе принимается на совещании у Руководителя КП с участием кредитного работника в течение 30 рабочих дней с даты регистрации Заявки в КП.
При положительном решении Заемщику предлагается представить в Банк полный комплект документов по проекту (Приложение 2). При отрицательном решении Заемщику кредитным работником направляется мотивированный отказ за подписью руководителя КП или Банка. Основанием для отказа могут быть: • Проект имеет низкие технико-экономические, финансовые и иные показатели; • Испрашиваемые потенциальным Заемщиком условия финансирования проекта и обеспечение кредита не могут быть приняты Банком; • Имеются в наличии стоп-факторы (Приложение 6). При проектном финансировании между Банком и потенциальным Заемщиком заключается договор на организацию финансирования и проведение комплексной экспертизы проекта. Проработка проекта и подготовка Заявки на предоставление кредита (при инвестиционном кредитовании) или Представления проекта (при проектном финансировании) Получение полного пакета документов считается моментом принятия Банком проекта в детальную проработку. Кредитный работник в течение 2 рабочих дней с даты их получения проверяет полноту и соответствие представленных документов установленным формам и формирует кредитное досье. В течение 15 рабочих дней с даты получения полного пакета документов (срок может быть продлен Руководителем КП по предложению кредитного работника) кредитный работник проводит анализ кредитного досье по следующим основным направлениям. 1. Финансовое состояние потенциального Заемщика на основе рассмотрения стандартной бухгалтерской отчетности с использованием рекомендованных программных продуктов выполняется финансовый анализ Заемщика. 2. Коммерческая схема проекта: • рассматривается производственный цикл проекта. Проводится анализ маркетингового исследования рынка, обоснования конкурентоспособности предполагаемой к выпуску продукции (услуг) и будущей сбытовой стратегии Заемщика. • определяется, в какой фазе реализации находится проект, насколько активно идет его осуществление, изучаются документы, которые на данной фазе проекта должны быть оформлены. • на основе рыночной конъюнктуры, опыта и деловой репутации проверяется правильность выбора фирм-исполнителей. При крупномасштабных проектах (проектах, стоимость которых превышает 10 млн. долл. США) выбор фирм должен осуществляться по результатам конкурса (тендера). • анализируются условия сделок по инвестиционному проекту (контрактов/договоров или проектов этих документов) в целях исключения неприемлемых для Банка условий, снижения уровня проектных рисков и распределения их между участниками проекта. Проверяется наличие статей, предусматривающих безусловное обеспечение исполнения обязательств сторон, штрафные санкции и т.д. • проверяется получение Заемщиком разрешительной документации, необходимой для реализации проекта. Форма и состав разрешительной документации должны соответствовать действующему федеральному и местному законодательству, отраслевым и иным стандартам, нормам и правилам. При большом объеме и разрозненности нормативных документов, определяющих требования к разрешительной документации, анализ разрешительной документации по проекту может проводиться кредитным работником с участием специалистов ЮУ, других управлений, дочерних предприятий Банка. Для крупномасштабных проектов могут привлекаться сторонние консультационные организации и органы государственного надзора, услуги которых оплачиваются Заемщиком. 3. Структура финансирования. На основе предложений Заемщика, изложенных в Формуляре, анализируется структура финансирования проекта. Структура должна отражать все источники, условия и формы финансирования проекта, а именно: собственные средства Заемщика; инвестиции участников проекта в акционерный капитал; банковские кредиты: коммерческие кредиты; лизинг; привлечение заемных средств путем размещения облигаций; бюджетное финансирование. После того, как определены условия кредитования проекта Банком и достигнута ясность по вложениям средств остальных финансирующих участников проекта, формируется окончательный вариант структуры финансирования. Предложение по структуре финансирования проекта выносится на Комитет и в части, касающейся кредита Банка, утверждается по следующим основным параметрам: •лимит кредита; •срок кредитования; •процентная ставка и условия ее корректировки в течение срока кредитования; •график использования и возврата кредита; •график выплаты процентов; •льготный период по уплате процентов (при проектном финансировании). Доля участия Банка в проекте (лимит кредита), как правило, не может превышать 70% от общей стоимости проекта. 4. Финансовый анализ проекта. На основе полученных ИД и после уточнения условий финансирования всеми участниками проекта, платежных условий всех контрактов, потребностей в оборотном капитале, затрат и поступлений по проекту в обязательном порядке проводится финансовый анализ проекта. Для выполнения финансового анализа используются «Рекомендации по проведению финансового анализа при инвестиционном кредитовании и проектном финансировании», «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденные Госстроем, Минэкономики, Минфином и Госкомпромом России от 31.03.94, 7-12/47, а также соответствующие программные продукты. Финансовый анализ, проведенный Заемщиком (или какой-либо консультационной фирмой по его поручению), используется только для сравнения с получаемыми кредитным работником результатами. 5. Риски проекта. После изучения технико-экономического обоснования проекта проводится анализ рисков проекта с использованием "Методики определения категории риска при инвестиционном кредитовании и проектном финансировании". При анализе должны быть выявлены специфические и наиболее серьезные риски проекта (финансовые, технические, маркетинговые, проектные, производственные, политические, и т.д.), учтено распределение рисков между участниками проекта, предложены необходимые меры для снижения рисков Банка. 6. Обеспечение. По мере разработки структуры финансирования, коммерческой схемы реализации и анализа рисков проекта формируется обеспечение своевременного и полного исполнения обязательств Заемщика по кредиту Банка. При этом возможные варианты обеспечения оцениваются с точки зрения: - наличия прав потенциального Заемщика и/или третьего лица на предлагаемое обеспечение; - потенциальной ликвидности этого обеспечения; - возможности его использования в качестве основного, дополнительного или вспомогательного обеспечения. Обеспечение, которое имеет величину и ликвидность, достаточную для покрытия всей суммы основного долга и процентов (или значительной части суммы) называется основным обеспечением кредита. На него в первую очередь обращается взыскание в случае нарушения Заемщиком своих обязательств перед Банком. В качестве основного обеспечения в соответствии с действующими в Сбербанке России правилами /4/ Заемщиком могут быть представлены следующие формы обеспечения: • векселя и депозитные сертификаты СБ; • залог ликвидных ценных бумаг банков в пределах установленных на банки-контрагенты лимитов риска /9/; • залог акций корпоративных эмитентов в пределах установленных на них лимитов риска; • поручительства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленных на них лимитов; • банковские гарантии в пределах установленных на банки-контрагенты лимитов риска /9/; • поручительства платежеспособных предприятий и организаций; • залог оборудования, транспортных средств, другого имущества; • залог недвижимости (производственной и непроизводственной), имущественных прав на недвижимость (в том числе земли), прав по инвестиционным контрактам, прав на объекты незавершенного строительства; • средства на депозитном счете Заемщика или его учредителей в Банке. Если по мнению кредитного работника необходимо увеличить общую сумму обеспечения, то помимо основного Заемщик предоставляет дополнительное обеспечение. В качестве последнего может использоваться любое из вышеперечисленных видов обеспечения, но его ликвидность, как правило, ниже основного обеспечения и взыскание на дополнительное обеспечение обращается только в случае нехватки основного обеспечения для погашения задолженности Заемщика. В качестве вспомогательного обеспечения применяются банковские гарантии надлежащего исполнения обязательств и возврата аванса по контрактам, заключаемые в рамках проекта, тендерные гарантии, соглашения о без акцептном списании денежных,, средств со счетов Заемщика (блокированные счета), страхование и иные обязательства, гарантирующие лишь частичную компенсацию предоставленных кредитных ресурсов. При инвестиционном кредитовании Заемщик предоставляет ликвидное обеспечение, достаточное для покрытия всей суммы основного долга, процентов и других платежей по кредиту. Оценочная стоимость имущества (документарных ценных бумаг, объектов недвижимости, оборудования, товаров в обороте, транспортных средств) устанавливается на основании экспертного заключения специалистов Банка, дочерней компании Банка или сторонней экспертной организации с учетом применяемых в Банке дисконтных коэффициентов. Имущество, являющееся предметом залога (кроме ценных бумаг и товаров в обороте) должно быть застраховано в соответствии с установленным Сбербанком России порядком /10/. Кредитный работник направляет запрос о Заемщике и других участниках проекта в У Б. По требованию У Б кредитный работник передает необходимые документы по инвестиционному проекту. Заключение УБ должно содержать заключение о деловой репутации Заемщика и других участниках проекта, их руководителей, а также информацию об отсутствии стоп-факторов по работе с проектом, относящихся к компетенции УБ. Если по результатам рассмотрения Формуляра, ИД, разрешительной, контрактной или иной документации по проекту Руководитель КП приходит к выводу о необходимости проведения независимой экспертизы, то об этом случае сообщается Инициатору проекта/ потенциальному Заемщику и такая экспертиза организуется Банком, с привлечением приглашенных экспертов или сторонних организаций, но оплачивается Заемщиком. На основе проведенного анализа пакета документов, результатов экспертиз и проверок кредитный работник заполняет Заявку на предоставление кредита . Запрещается: -предоставлять Заемщику возможность самому заполнять те или иные разделы Заявки на предоставление кредита; - исключать какие-либо разделы Заявки на предоставление кредита проекта в случае отсутствия информации по данному разделу. Допускается: - расширять Заявку на предоставление кредита. Вынесение подготовленных КП Заявки на предоставление кредита на Комитет осуществляется согласно регламенту работы Комитета /II/. В случае положительного решения Комитета оно оформляется в установленном порядке и доводится до сведения Заемщика. На основании решения Комитета осуществляется оформление кредитной документации и выдача кредита. При наличии причин, указывающих на нецелесообразность участия Банка в проекте, кредитный работник готовит мотивированный отказ Банка финансировать проект в письменной форме за подписью Руководителя КП или Банка. Основанием для отказа могут быть: • решение Комитета; • неудовлетворительные результаты анализа финансового состояния Заемщика, технико-экономического анализа проекта, оценки рисков проекта и возможного обеспечения; • не достижение согласия сторон об условиях финансирования проекта; • отрицательные результаты экспертиз проекта подразделениями Банка или сторонними организациями; • наличие стоп-факторов. По просьбе Заемщика ему возвращается полученная от него документация. Не возвращаются : • внешняя переписка Банка, включая заявку и иные обращения Заемщика или участников проекта ; • любые внутренние документы Банка; • анализы, расчеты, обоснования, заключения и иные материалы, выполненные кредитным работником или другими сотрудниками Банка. Подготовка кредитной документации В соответствии с решением Комитета и на основе типовых форм (Приложение 12) кредитный работник готовит кредитный договор и иную кредитную документацию. В кредитном договоре в обязательном порядке указываются предварительные условия предоставления кредита (оформление залогов, гарантий, поручительств, финансируемых договоров или контрактов, открытие аккредитивов при финансировании экспортных проектов и другие условия предоставления кредита, указанные в решении Комитета и до выполнения которых перечисление денежных средств по кредиту не допускается). Оформление документации по обеспечению осуществляется в соответствии с нормативными документами Сбербанка России. Подготовленный проект кредитной документации согласовывается с Заемщиком, визируется кредитным работником, руководителями КП и ЮУ. Окончательный текст кредитной документации в трех экземплярах (два для Банка, один для Заемщика) регистрируется в журнале регистрации кредитных договоров и передается на подписание Заемщику. При необходимости государственной регистрации и нотариального удостоверения количество экземпляров кредитной документации увеличивается. Подписи и печати на документах должны быть сверены с карточкой подписей Заемщика. При подписании документации по доверенности Заемщика подписи сличаются с доверенностью, которая прикладывается к договору. Банк подписывает всю кредитную документацию после Заемщика. Заемщику передается его экземпляр кредитной документации. По завершении оформления с Заемщиком кредитной документации один экземпляр оригиналов, с визами, в недельный срок передается в хранилище. Другой экземпляр оригиналов кредитной документации передается в Бухгалтерию. В ЦА хранение оригиналов осуществляется в секторе закрытых документов и Бухгалтерии Казначейства. Копии указанных документов находятся у кредитного работника в кредитном досье вместе с полным пакетом документов, на основании которых был предоставлен кредит. Открытие ссудного счета, выполнение предварительных условий и выдача кредита. На основании распоряжения на открытие ссудного счета, подготавливаемого КП, подписанного Руководителем Банка и переданного в Бухгалтерию вместе с оригиналом кредитной документации, Бухгалтерия открывает Заемщику ссудный счет. Незамедлительно после открытия ссудного счета КП направляет извещения в ГНИ и Отделение Пенсионного фонда России об открытии Заемщиком ссудного счета и контролирует получение подтверждений этих организаций. До получения подтверждения ГНИ операции по ссудному счету не проводятся. Если в Банке обязанности извещать указанные органы возложены на Бухгалтерию, то эти операции выполняет Бухгалтерия и информирует КП о направлении извещений и получении подтверждений. Руководитель КП до первого использования кредита направляет в Бухгалтерию служебную записку о сотрудниках КП, уполномоченных визировать платежные документы Заемщика, с образцами их подписей. Кредитный работник на основании решения Комитета готовит Карточку предварительных условий и в оперативном порядке контролирует выполнение Заемщиком каждого из условий. После выполнения всех условий Карточка .подписывается кредитным работником и руководителем КП, что является моментом, когда выплата по кредиту становится возможной. Отмена или изменение предварительных условий предоставления кредита производится в только по решению Комитета путем подписания дополнительного соглашения к кредитному договору. Для проведения операций по выдаче кредита кредитный работник: • проверяет правильность оформления предоставленных Заемщиком платежных документов и приложений к ним, необходимых для осуществления операций по счетам в соответствии с целевым назначением кредита ; • сличает подписи на документах с карточками образцов подписей Заемщика; • визирует платежные документы; • готовит распоряжение Бухгалтерии на перечисление средств со ссудного счета за подписью Руководителя Банка или Руководителя КП; • передает платежные документы и распоряжение работнику Бухгалтерии под расписку на экземпляре, который остается в кредитном деле КП. В порядке, установленном Инструкцией Банка России /12/ и Регламентом Сбербанка России /16/, КП формирует резерв на возможные потери по ссудам. Кредитный мониторинг проекта и структуры его финансирования .Кредитный работник не реже, чем раз в квартал, осуществляет контроль целевого использования кредита на основании документов, подтверждающих целевое использование ресурсов и контрольных выездов на место. Подтверждающими документами являются: • счета за выполненные работы, поставки и услуги, авансовые счета, выставленные в соответствии с условиями контрактов / договоров; • транспортные накладные и другая товаросопроводительная документация на отгруженное оборудование и материалы; • акты выполненных работ и услуг, акты приемки в эксплуатацию; • информация о выполнении другими финансирующими участниками своих обязательств. По каждому факту нецелевого использования средств кредитный работник докладывает Руководителю КП в письменной форме и принимает дальнейшие меры в соответствии с резолюцией Руководителя КП. Кредитный работник ежемесячно запрашивает у Заемщика справку(ки) о темпах выполнения работ и сверяет фактические результаты с графиком реализации проекта, отраженным в Заявке на предоставление кредита. Если проект вышел за плановый график его реализации, кредитный работник анализирует влияние задержки на финансовые показатели проекта, на возможности Заемщика по своевременному обслуживанию долга и требует от последнего принятия срочных мер по исправлению создавшегося положения. Кредитный работник в оперативном порядке контролирует график использования кредита и исполнение обязательств другими финансирующими участниками проекта в соответствии со структурой финансирования проекта. Если, по мнению кредитного работника, невыполнение Участниками проекта своих обязательств может ухудшить результаты проекта, кредитный работник и направляет информацию Руководителю КП. Руководитель КП принимает решение о принятии мер по исправлению ситуации или вынесении предложений на Комитет. Кредитный работник постоянно контролирует своевременность и полноту уплаты процентов, основного долга и других платежей предусмотренных кредитным договором. За три рабочих дня до даты платежа направляет Заемщику извещение о предстоящем платеже с приложением расчета сумм подлежащих уплате. Кредитный работник постоянно следит за финансовым состоянием Заемщика и других участников проекта путем регулярного (не реже, чем раз в квартал) получения и анализа их финансовой отчетности.
- Введение.
- Малый и средний бизнес. Этапы развития и формы поддержки. Субъекты малого предпринимательства
- Федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса
- Региональная программа поддержки малого и среднего бизнеса Свердловской области
- Муниципальная программа поддержки малого и среднего бизнеса г. Асбеста Свердловской области
- Поддержка малого и среднего бизнеса банковской системой Российской Федерации
- Формы иностранных инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
- Сбербанк России - Кредитная организация. История развития Сбербанка.
- Сбербанк России по итогам 1997 года.
- Нормативно-правовая база деятельности Сбербанка России Федерации
- Организационно-функциональная структура Сбербанка рф.
- Механизм инвестиционного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса Общий принцип инвестиционного кредитования.
- Регламент инвестиционного кредитования Сбербанка Росси
- Финансовый анализ заемщика на примере клиента Норильского осб №1769
- Исходный баланс анализируемого предприятия
- Рейтинговая оценка предприятия-заемщика Таблица 9
- Коэффициенты прибыльности. Таблица 14
- Выводы и рекомендации по совершенствованию механизма инвестиционного кредитования малого и среднего бизнеса
- Заключение.
- Список использованной литературы.
- Приложение 2
- Приложение 3