logo
Инвестиционное кредитование малого и среднего бизнеса

Заключение.

В своей дипломной работе автор показал какую важную роль играет кредитование в процессе инвестирования малого и среднего бизнеса в России в условиях экономического и финансового кризиса. Решая проблемы инвестиционного кредитования реального сектора экономики преследуется две цели: стабилизация банковской системы в сфере рационального размещения финансовых ресурсов и подъем экономики через укрепление позиций коммерческих банков и производственных предприятий малого и среднего бизнеса (за счет привлечения кредитных ресурсов). В результате проведенных исследований автор пришел к следующим выводам: 1. На сегодняшний день в России существует три уровня государственной поддержки МСБ, осуществленной посредством реализации Программ: Федеральной, Региональной (Свердловской области) и муниципальной (города Асбеста). На федеральном уровне формируется законодательная и нормативная база, регулирующая деятельность предприятий МСБ. В государственный бюджет закладываются нормативы отчислений на развитие деятельности МСБ., но как правило эти нормативы, так и остаются на бумаге, а если и происходит выделение финансов из Госбюджета, то они как правило оседают в центральных регионах России (Московской, Ленинградской обл., и др.) не попадая в провинцию. Более действенными оказываются Программы поддержки МСБ регионального уровня (Свердловской области), т. к. правительство области выделяет из бюджета пусть небольшие, но реальные средства для развития этого сектора экономики. Создаются организационные структуры, содействующие предприятиям МСБ. (Фонды содействия предпринимательству, консультационные центры и др.). На муниципальном уровне (город Асбест) поддержка МСБ осуществляется посредством разработки Программ или Мероприятий совместно с Центром содействия предпринимательству, но финансирование этих Программ осуществляется как правило за счет средств, выделяемых из областного бюджета, т. к. бюджет города не в состоянии выдержать финансирование этих программ из-за низкого уровня собираемости налогов. Сложность в деятельности предприятий МСБ вызваны прежде всего: несовершенством законодательной базы налоговой системы. Декларативностью льгот, предоставляемых предприятиям, о которых многие предприниматели даже не догадываются. 2. Самой значимой поддержкой МСБ в России в современных условиях автор считает сотрудничество с Банковской системой Российской Федерации. Это соперничество необходимо расширять, развивать и совершенствовать. 3. Механизм инвестиционного кредитования, например, до конца не отработан. Нет всеобщего принципа инвестиционного кредитования для всех кредитных организаций, разработанного ЦБ РФ. Каждая кредитная организация разрабатывала его самостоятельно. 4. Сбербанк РФ разработал и утвердил свой Регламент инвестиционного кредитования от 5,02,1999 г., который состоит из этапов и механизмов: по приему заявки на кредит; сбору документации, необходимой для формирования кредитного досье; его рассмотрению анализу финансовой деятельности; расчету кредитных рисков; принятию решений о выделении кредита: оформлении кредитного договора и дальнейшего мониторинга кредитного договора. По мнению автора данный Регламент имеет свои недостатки: - документальная загруженность кредитного досье; - длительные сроки рассмотрения документов различными службами Сбербанка; - не отработан механизм реализации залогового имущества в случае невыполнения заемщиком кредитного договора. 5. При проведении расчетов кредитных рисков по результатам финансовой отчетности коммерческого предприятия "Восток" автор пришел к выводу, что механизм расчетов в Регламенте Сбербанка четко отработан и упрощен за счет программного обеспечения. В результате расчетов работник кредитного отдела Норильского отделения Сбербанка РФ получает достаточно точные и надежные данные для принятия решения о выделении кредита Заемщику. Из приведенных в данной работе рекомендаций в заключении хотелось бы привести следующее: 1. Президенту, правительству и Государственной Думе не заниматься разработкой и утверждением неработающих законов, а обратить внимание на реальный сектор экономики - МСБ, который пока еще работает, создавая рабочие места и налоговые поступления в бюджет. Создавая условия для дальнейшего развития этого сектора, не душить его налоговым бременем. 2. Выполнять Программы по поддержке МСБ в России особенно в части финансирования этих Программ. 3. ЦБ РФ обратить внимание на разработку принципиального механизма инвестиционного кредитования. Упростить схему выделения льготных кредитов. 4. В Регламенте Сбербанка РФ предусмотреть механизм реализации залогового имущества в случае невыполнения Заемщиком своих обязательств. (При условии реализации этого имущества через аукцион по решению суда, колебании рыночных цен на это имущество и учета этого имущества на балансе банка в случае его не реализации через аукцион). 5. Сократить сроки рассмотрения кредитных документов Заемщика различными службами Сбербанка РФ, это повысить "стоимость" кредита для потенциального Заемщика. 6. Повысить личную ответственность Заемщика за выполнение кредитного договора путем подписания договора- поручительства руководителем предприятия, запрашивающего кредит. 7. Оптимизировать кредитное досье за счет изъятия документов, не имеющих принципиально-важного значения для принятия решения о выделении инвестиционного кредита. И в заключении еще раз хочется подчеркнуть, что инвестиционное кредитование МСБ - это очень перспективное направление как для банковской системы, так и для экономики Российской Федерации в целом.