logo search
Уч-метод пособие Налоги заочн 0604 маленькое

1.3 Налоговый контроль

Постановка на учет налогоплательщиков

Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется по основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Для постановки организации на учет в налогом органе и внесения сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее – ЕГРН) используется выписка из ЕГРЮЛ.

Налоговый орган по месту нахождения юридического лица осуществляет его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) кода причины постановки на учет (КПП), вносит сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдает (направляет по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации при создании юридического лица (в том числе путем реорганизации).

Структура идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) представляет собой для организации 10-значный цифровой код:

В дополнении к ИНН в связи с постановкой на учет в разных налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, для организаций применяется код причины постановки на учет, который представляет собой 9-значный цифровой код:

Код причины постановки на учет присваивается организации при постановке на учет:

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании.

При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организаций на учет в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения.

При наделении организацией обособленного подразделения полномочиями по уплате налогов по месту ее нахождения представляется документ, подтверждающий указанные полномочия:

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течении пяти дней со дня предоставления организацией всех необходимых документов. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течении одного месяца после создания обособленного подразделения.

Налоговый орган по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляет постановку на учет организации в течении пяти дней со дня поступления сведений от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, регистрацию прав на транспортные средства.

Налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, обязаны сообщать по каналам связи в налоговый орган по месту нахождения организации о постановке ее на учет и о присвоении соответствующего кода причины постановки на учет (КПП) в течении одного рабочего дня со дня постановки организации на учет в данном налоговом органе.

Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП).

Для постановки на учет в налоговом органе физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и внесения сведений в ЕГРН используется выписка из ЕГРИП.

Налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет его постановку на учет с присвоением ИНН (с использование ранее присвоенного ИНН), вносит сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдает (направляет по почте):

В случае если физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, то одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ему выдается (направляется по почте) только уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства.

Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства налогоплательщиков – физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании:

Структура ИНН для физического лица представляет собой 12-значный цифровой код:

Виды налогового контроля

1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.

2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц:

а) налоговый контроль организаций;

б) налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;

в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:

а) комплексный налоговый контроль – подразумевает исследование всего комплекса деятельности подконтрольного лица;

б) тематический (специальный или выборочный) налоговый контроль представляет осуществление проверки деятельности по уплате определенных налогов (например, только федеральных, только прямых или только косвенных налогов и т.д.)

в) целевой налоговый контроль производится по отдельным, как экспортно-импортные операции; по вопросам правильности применения налоговых льгот и т.д.

4. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:

а) предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства, к мероприятиям предварительного налогового контроля следует отнести осуществление учета организаций и физических лиц, создание налоговых постов.

Б) текущий налоговый контроль – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде, в основном в виде дачи пояснений по уплате налогов, истребования документов, учета налоговых поступлений;

в) последующий налоговый контроль – проверка реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов; проводится по окончании отчетных периодов в основном в виде налоговых проверок.

5. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:

а) камеральный налоговый контроль – осуществляется по месту расположения налогового органа;

б) выездной налоговый контроль – проводится по месту нахождения проверяемого лица (налогоплательщика, налогового агента и др.).

6. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий:

а) плановый налоговый контроль;

б) внеплановый налоговый контроль, который осуществляет реорганизации и ликвидации организации – налогоплательщика.

Принципы налогового контроля

1 Принцип законности

(Строгое соблюдение предписаний законодательных актов. Формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно налоговым кодексом).

2. Принцип юридического равенства

(Равенство всех лиц перед законом независимо от пола, возраста, национальности, имущественного положения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов в зависимости от формы собственности, гражданства.).

3 Принцип гласности

(Официальное опубликование сведений о действии на территории России налогов, предоставление разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов.)

4 Принцип защиты прав

(Право субъекта не исполнять неправомерные требования должностных лиц уполномоченных органов при осуществлении контроля.)

5 Принцип всеобщности

(Ни одна организация или физическое лицо не могут быть освобождены от налогового контроля).

6 Принцип единства

(Единообразное осуществление налогового контроля на всей территории РФ, существование единого реестра налогоплательщиков, присвоение единого по всем видам налогов на всей территории РФ ИНН.)

7 Принцип соблюдения налоговой тайны.

(Налоговое законодательство не допускает распространение информации о налогоплательщике.)

Направления налогового контроля

1 Учет организаций и физических лиц.

2 Налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов.

3 Налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов.

4 Налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот.

5 Налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами.

6 Налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам.

7 Налоговый контроль за своевременным перечислением налоговых платежей.

8 Налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

9 Организация и контроль за соблюдением налоговых режимов (таких, как налоговый склад).