1.3 Налоговый контроль
Постановка на учет налогоплательщиков
Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется по основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).
Для постановки организации на учет в налогом органе и внесения сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее – ЕГРН) используется выписка из ЕГРЮЛ.
Налоговый орган по месту нахождения юридического лица осуществляет его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) кода причины постановки на учет (КПП), вносит сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдает (направляет по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации при создании юридического лица (в том числе путем реорганизации).
Структура идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) представляет собой для организации 10-значный цифровой код:
-
первые четыре знака – код налогового органа, который присвоил ИНН;
-
с пятого по девятый знак – порядковый номер записи о лице в территориальном разделе ЕГРН налогового органа, осуществившего постановку на учет;
-
десятый знак – контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму.
В дополнении к ИНН в связи с постановкой на учет в разных налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, для организаций применяется код причины постановки на учет, который представляет собой 9-значный цифровой код:
-
с первого по четвертый знак – код налогового органа, который осуществил постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации, расположенного на территории РФ, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, установленным НК РФ;
-
пятый, шестой знаки – причина постановки на учет;
-
с седьмого по девятый знак – порядковый номер постановки на учет в территориальном налоговом органе по соответствующей причине.
Код причины постановки на учет присваивается организации при постановке на учет:
-
по месту нахождения вновь созданного юридического лица (в том числе путем реорганизации) одновременно с присвоением ИНН;
-
при изменении места нахождения юридического лица в налоговом органе по новому месту нахождения на основании выписке из ЕГРЮЛ, поступившей из налогового органа по прежнему месту нахождения организации;
-
по месту нахождения обособленных подразделений на основании заявления о постановке на учет, а также одновременно представленных в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создания обособленного подразделения (при их наличии).
В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании.
При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организаций на учет в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения.
При наделении организацией обособленного подразделения полномочиями по уплате налогов по месту ее нахождения представляется документ, подтверждающий указанные полномочия:
-
по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, регистрацию прав на транспортные средства;
-
по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течении пяти дней со дня предоставления организацией всех необходимых документов. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течении одного месяца после создания обособленного подразделения.
Налоговый орган по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляет постановку на учет организации в течении пяти дней со дня поступления сведений от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, регистрацию прав на транспортные средства.
Налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, обязаны сообщать по каналам связи в налоговый орган по месту нахождения организации о постановке ее на учет и о присвоении соответствующего кода причины постановки на учет (КПП) в течении одного рабочего дня со дня постановки организации на учет в данном налоговом органе.
Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП).
Для постановки на учет в налоговом органе физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и внесения сведений в ЕГРН используется выписка из ЕГРИП.
Налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет его постановку на учет с присвоением ИНН (с использование ранее присвоенного ИНН), вносит сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдает (направляет по почте):
-
свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;
-
уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства;
-
свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае если физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, то одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ему выдается (направляется по почте) только уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства.
Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства налогоплательщиков – физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании:
-
сведений, представляемых органами, обязанными сообщать в налоговые органы о фактах, подтверждающих наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и (или) сборы, с последующей выдачей (направлением по почте с уведомлением о вручении) уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства;
-
заявления физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение ИНН, с последующей выдачей (направлением по почте с уведомлением о вручении) свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства или иного документа, подтверждающего присвоение ИНН.
Структура ИНН для физического лица представляет собой 12-значный цифровой код:
-
первые четыре знака – код налогового органа, который присвоил ИНН;
-
с пятого по десятый знак – порядковый номер записи о лице в территориальном разделе ЕГРН налогового органа, осуществившего постановку на учет;
-
с одиннадцатого по двенадцатый знак – контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму.
Виды налогового контроля
1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.
2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц:
а) налоговый контроль организаций;
б) налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;
в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:
а) комплексный налоговый контроль – подразумевает исследование всего комплекса деятельности подконтрольного лица;
б) тематический (специальный или выборочный) налоговый контроль представляет осуществление проверки деятельности по уплате определенных налогов (например, только федеральных, только прямых или только косвенных налогов и т.д.)
в) целевой налоговый контроль производится по отдельным, как экспортно-импортные операции; по вопросам правильности применения налоговых льгот и т.д.
4. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:
а) предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства, к мероприятиям предварительного налогового контроля следует отнести осуществление учета организаций и физических лиц, создание налоговых постов.
Б) текущий налоговый контроль – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде, в основном в виде дачи пояснений по уплате налогов, истребования документов, учета налоговых поступлений;
в) последующий налоговый контроль – проверка реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов; проводится по окончании отчетных периодов в основном в виде налоговых проверок.
5. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:
а) камеральный налоговый контроль – осуществляется по месту расположения налогового органа;
б) выездной налоговый контроль – проводится по месту нахождения проверяемого лица (налогоплательщика, налогового агента и др.).
6. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий:
а) плановый налоговый контроль;
б) внеплановый налоговый контроль, который осуществляет реорганизации и ликвидации организации – налогоплательщика.
Принципы налогового контроля
1 Принцип законности
(Строгое соблюдение предписаний законодательных актов. Формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно налоговым кодексом).
2. Принцип юридического равенства
(Равенство всех лиц перед законом независимо от пола, возраста, национальности, имущественного положения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов в зависимости от формы собственности, гражданства.).
3 Принцип гласности
(Официальное опубликование сведений о действии на территории России налогов, предоставление разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов.)
4 Принцип защиты прав
(Право субъекта не исполнять неправомерные требования должностных лиц уполномоченных органов при осуществлении контроля.)
5 Принцип всеобщности
(Ни одна организация или физическое лицо не могут быть освобождены от налогового контроля).
6 Принцип единства
(Единообразное осуществление налогового контроля на всей территории РФ, существование единого реестра налогоплательщиков, присвоение единого по всем видам налогов на всей территории РФ ИНН.)
7 Принцип соблюдения налоговой тайны.
(Налоговое законодательство не допускает распространение информации о налогоплательщике.)
Направления налогового контроля
1 Учет организаций и физических лиц.
2 Налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов.
3 Налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов.
4 Налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот.
5 Налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами.
6 Налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам.
7 Налоговый контроль за своевременным перечислением налоговых платежей.
8 Налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.
9 Организация и контроль за соблюдением налоговых режимов (таких, как налоговый склад).
- Налоги и налогообложение
- 080109 (060500) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
- 1.2 Налоговый контроль ............................................................................ 14
- Глава 1. Общие положения о налоговой системе рф.
- Экономическое содержание и законодательная база налогов и сборов рф.
- 1.2 Участники налоговых отношений.
- 1.3 Налоговый контроль
- Налоговые проверки
- Глава 2. Виды косвенных налогов
- 2.1 Акциз
- 2.2 Налог на добавленную стоимость (ндс)
- Глава 3 . Прямые налоги с юридических лиц
- 3.1 Налог на имущество юридических лиц.
- 3.3 Налог на прибыль
- Постоянные разницы
- Временные разницы
- Глава 4. Прямые налоги с физических лиц
- 4.1 Налог на доходы физических лиц (ндфл)
- 4.2 Налог на имущество физических лиц
- Глава 5. Взносы на обязательное страхование
- Глава 6. Транспортный налог
- Налогоплательщики
- 6.2. Водный налог
- 6.3. Земельный налог
- Глава 7. Специальные налоговые режимы
- 7.1 Упрощенная система налогообложения (усо)
- 7.2 Единый налог на вмененный доход (енвд)
- Глава 9. Государственная пошлина