logo
Уч-метод пособие Налоги заочн 0604 маленькое

Налоговые проверки

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать:

В случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В рамках выездной налоговой проверки налоговые органы вправе проверять филиалы и правительства налогоплательщика. Налоговые органы могут проводить самостоятельные проверки по вопросам правильности исчисления и уплаты региональных и местных налогов. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Организации обязаны хранить данные бухгалтерского учета и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течении четырех лет: текущего и трех предшествующих лет.

Правила оформления результатов налоговой проверки установлены ст. 100 НК РФ.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений, выявленные в ходе проверки. Если документы содержат банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, а также персональные данные физических, то они прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок. Документы, которые налогоплательщик на проверку предъявил сам, прилагать к акту проверки не нужно.

Руководитель налогового органа, проводившего налоговую проверку при принятии решения по ее результатам рассматривает не только акт, возражения на него налогоплательщика и другие материалы налоговой проверки, но и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. А проверяемое лицо вправе до вынесения решения по результатам проверки знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

С даты вручения решения инспекции начинается отсчет десяти дней, по истечению которых оно вступает в силу. До этого момента налогоплательщик вправе подать в вышестоящую инстанцию жалобу на указанное решение.

Если у налоговой инспекции есть основание полагать, что налогоплательщик не исполнит ее решение, вынесенное по результатам проверки, то руководитель инспекции справе принять обеспечительные меры – запретить налогоплательщику отчуждать имущество без согласия инспекции, блокировать его расчетные счета в банке. Указанные меры могут быть заменены, в частности, на банковскую гарантию.

Сроки:

Налоговые правонарушения

Налоговые правонарушения - это противоправные нарушения законодательства о налогах и сборах. Физические лица могут привлекаться к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Существуют обстоятельства, которые исключают вину лица, совершившего налоговое преступление. Например, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств, вследствие нахождения лица, совершившего преступление в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях.

Также существуют обстоятельства, которые смягчают вину или наоборот отягчают ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения:

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной зависимости;

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. И те, и другие обстоятельства устанавливаются судом.

Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если со дня его совершения или со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено налоговое правонарушение, истекли три года

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

В Приложении 4 рассмотрены виды правонарушений и тот размер штрафа, который необходимо уплатить за совершение того или иного правонарушения (размер штрафов представлен на 2011 год).

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст. 199 Уголовного кодекса РФ; далее – УК РФ) наступает в следующих случаях:

Крупным размером признается сумма налогов и )или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. рублей, а особо крупн6ым размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. рублей.

Лица, впервые совершившее указанные налоговые преступления, освобождаются от уголовной ответственности, если этим лицом организацией полностью уплачены вменяемые им суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.