Глава 45. Гарантированные государством заимствование и долг
Статья 213. Государственная гарантия
1. Государственной (правительственной, суверенной) гарантией Республики Казахстан (государственная гарантия) является обязательство Правительства Республики Казахстан перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок. 2. Государственные гарантии предоставляются заимодателям в качестве обеспечения исполнения резидентами Республики Казахстан обязательств по полученным ими негосударственным займам. 3. Исключительным правом предоставления государственных гарантий от имени Республики Казахстан по займам обладает Правительство Республики Казахстан. По поручению Правительства Республики Казахстан центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет предоставление государственных гарантий на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан.
Статья 214. Ограничения предоставления государственных гарантий
1. Государственные гарантии предоставляются в пределах лимита, устанавливаемого законом о республиканском бюджете. 2. Государственные гарантии не могут предоставляться в качестве обеспечения возврата займов местных исполнительных органов. 3. Объем лимита предоставления государственных гарантий может быть использован только в пределах соответствующего финансового года, на который установлен данный лимит.
Статья 215. Условия предоставления государственных гарантий
1. Государственные гарантии предоставляются на основании постановлений Правительства Республики Казахстан. 2. Предоставление государственных гарантий осуществляется на условиях возвратности заемщиком бюджетных средств, расходуемых Правительством Республики Казахстан при исполнении обязательств гаранта, в соответствии со статьей 220 настоящего Кодекса. 3. За предоставление государственной гарантии по негосударственному займу с заемщика взимается предварительная единовременная плата (сбор) в размере 0,2 процента от суммы государственной гарантии для юридических лиц, имеющих стопроцентное участие государства в уставном капитале на момент предоставления государственной гарантии, а также для национального управляющего холдинга и юридических лиц, сто процентов акций которых принадлежат национальному управляющему холдингу, и в размере двух процентов от суммы государственной гарантии для прочих юридических лиц. 4. Предоставление государственной гарантии осуществляется после оформления и регистрации соглашения о предоставлении государственной гарантии и документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по возврату средств, направленных из республиканского бюджета, в связи с исполнением обязательств Правительства Республики Казахстан по государственной гарантии. Соглашение о предоставлении государственной гарантии является соглашением между центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, поверенным (агентом) и заемщиком по гарантированному государством займу, устанавливающим правоотношения сторон по предоставлению государственной гарантии, обеспечению выполнения обязательств согласно договору займа, гарантированного государством, возврату средств республиканского бюджета, отвлеченных в случае исполнения обязательств по государственной гарантии. Сноска. Статья 215 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.2010 № 263-IV (вводится в действие с 01.01.2010); от 24.11.2011 № 495-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 216. Требования, предъявляемые к лицам, претендующим на получение государственной гарантии
К юридическим лицам, претендующим на получение государственной гарантии по займам, в которых эти юридические лица выступают в качестве заемщика, предъявляются следующие требования: 1) быть резидентом Республики Казахстан, осуществляющим предпринимательскую деятельность; 2) осуществлять реализацию проектов, включенных в перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственные гарантии на соответствующий период, утверждаемый решением Правительства Республики Казахстан; 3) иметь гарантию банка второго уровня либо договор страхования, удовлетворяющие требованиям обеспечения возвратности займов, устанавливаемым центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан. Гарантия банка предоставляется один раз на весь срок действия договора займа и покрывает сумму основного долга, а также все суммы вознаграждений, комиссий, неустоек (пеня, штраф) и иные платежи, осуществляемые заемщиком в соответствии с договором займа. Договор страхования должен обеспечивать страхование рисков по проекту, которые могут привести к дефолту заемщика и выполнению государством обязательств по государственной гарантии; 4) иметь положительное заключение отраслевого уполномоченного органа; 5) иметь положительное заключение центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета; 6) иметь положительное заключение центрального уполномоченного органа по государственному планированию; 7) не иметь задолженности по погашению и обслуживанию ранее полученных гарантированных государством займов, сроки платежей по которым наступили, а также иной просроченной задолженности перед кредиторами; 8) обеспечить обязательства по софинансированию предлагаемого инвестиционного проекта в случае привлечения займа, не покрывающего общую стоимость проекта; 9) иметь собственный капитал, составляющий не менее 30 процентов по отношению к стоимости предлагаемого инвестиционного проекта; 10) являться платежеспособным, не подлежать ликвидации, на его имущество не должен быть наложен арест, его финансово-хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Сноска. Статья 216 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.2010 № 263-IV (вводится в действие с 01.01.2010); от 05.07.2012 № 30-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 217. Отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий
1. Отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий осуществляется центральным уполномоченным органом по государственному планированию в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. 2. Требования к разработке или корректировке и экономической экспертизе технико-экономического обоснования по инвестиционным проектам для предоставления государственных гарантий устанавливаются центральным уполномоченным органом по государственному планированию. 3. Экономическая экспертиза инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий осуществляется юридическим лицом, определяемым Правительством Республики Казахстан. Сноска. Статья 217 в редакции Закона РК от 02.04.2010 № 263-IV(вводится в действие с 01.01.2010).
Статья 218. Форма государственной гарантии
1. Государственная гарантия предоставляется посредством заключения в письменной форме договора гарантии между центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и заимодателем (представителем держателей облигаций) либо письменного уведомления о принятии центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета обязательств гаранта по негосударственному займу (гарантийного обязательства). При наличии договора гарантии по негосударственным внешним займам центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке вправе авалировать векселя заемщика. Государственной гарантией может быть признан только такой документ, который соответствует требованиям настоящей статьи. Иные акты и документы государственных органов и их должностных лиц не имеют юридической силы государственной гарантии. 2. Договор гарантии, гарантийное обязательство по каждому инвестиционному проекту, аваль по каждому обязательству заемщика подписываются первым руководителем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета. 3. В договоре гарантии или гарантийном обязательстве указываются: 1) реквизиты постановления Правительства Республики Казахстан, согласно которому предоставляется государственная гарантия; 2) наименование и местонахождение заемщика; 3) содержание основного обязательства заемщика; 4) гарантируемая сумма займа, прочие гарантируемые обязательства по займу, на которые распространяется действие выдаваемой государственной гарантии; 5) срок действия государственной гарантии; 6) должностное лицо, подписавшее договор гарантии (гарантийное обязательство). 4. При отсутствии в договоре гарантии, гарантийном обязательстве условий, предусмотренных подпунктами 4) и 5) пункта 3 настоящей статьи, считается, что: 1) государственная гарантия обеспечивает исполнение всех обязательств должника по займу; 2) государственная гарантия выдана на срок действия договора займа. 5. При отсутствии в договоре гарантии и гарантийном обязательстве требования, предусмотренного подпунктом 1) пункта 3 настоящей статьи, либо их подписании, а также авалировании обязательств заемщика неуполномоченным лицом в нарушение пункта 2 настоящей статьи государственная гарантия считается недействительной.
Статья 219. Учет предоставления государственных гарантий и гарантируемых государством займов
Предоставляемые государственные гарантии и гарантируемые государством займы подлежат регистрации и учету в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет мониторинг гарантированного государством долга и управление им. Мониторинг финансового состояния заемщика, получившего гарантированный государством заем, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Статья 220. Исполнение государственной гарантии
Если иное не предусмотрено условиями договора займа, государственная гарантия подлежит исполнению после наступления даты платежа по требованию заимодателя в случае, если обеспеченный государственной гарантией заем не будет погашен заемщиком полностью или частично на день наступления срока платежа и в пределах средств, предусмотренных законом о республиканском бюджете. К возврату средств, направленных на исполнение обязательств по государственной гарантии, реструктуризации займа, замене должника, исковой давности, прекращению требований по возврату указанных средств, применяются статьи 191 - 196 настоящего Кодекса. Средства, выделенные на исполнение обязательств по государственной гарантии, подлежат возврату в республиканский бюджет в течение срока, определенного в соглашении о предоставлении государственной гарантии по ставке вознаграждения, устанавливаемой в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса. Правительство Республики Казахстан вправе осуществлять в соответствии с условиями договора займа и с согласия заимодателя досрочное погашение гарантированного государством займа за заемщика, признанного банкротом и (или) ликвидированного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, посредством исполнения государственной гарантии за счет средств, предусмотренных в законе о республиканском бюджете.
Статья 221. Реструктуризация гарантированных государством займов
1. Реструктуризация гарантированного государством займа осуществляется по соглашению заимодателя и заемщика в случае принятия решения Правительством Республики Казахстан. 2. При реструктуризации гарантированного государством займа по требованию заимодателя ранее выданная государственная гарантия может быть подтверждена Правительством Республики Казахстан или заменена новой. 3. Гарантируемая при этом сумма займа не может превышать сумму займа по ранее выданной государственной гарантии. На вновь выданную государственную гарантию не распространяются ограничения, установленные пунктом 1 статьи 214 настоящего Кодекса.
Статья 222. Замена заемщика по гарантированному государством займу
1. Замена заемщика по гарантированному государством займу допускается по соглашению сторон договора займа в случае принятия решения Правительства Республики Казахстан. 2. В случае замены заемщика по гарантированному государством займу государственная гарантия может быть заменена новой или подтверждена центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета по требованию заимодателя на основании решения Правительства Республики Казахстан. 3. Гарантируемая при этом сумма займа не может превышать сумму займа по ранее выданной государственной гарантии. На вновь выданную государственную гарантию не распространяются ограничения, установленные пунктом 1 статьи 214 настоящего Кодекса.
Статья 223. Основания прекращения действия государственной гарантии
Государственная гарантия прекращает свое действие в случаях: 1) полного исполнения заемщиком или гарантом обязательств по займу, гарантированному Правительством Республики Казахстан; 2) истечения указанного в договоре гарантии (гарантийном обязательстве) срока гарантии, если в нем не оговорено иное; 3) специально оговоренных в договоре займа и (или) в договоре гарантии (гарантийном обязательстве); 4) замены гарантии на новую при реструктуризации и (или) замене заемщика по гарантированному государством займу.
Статья 224. Ограничения на использование средств гарантированного государством займа
Запрещается использование средств гарантированного государством займа на цели, не предусмотренные условиями займа, а также на кредитование государственных органов.
Статья 225. Контроль и ответственность за использование средств гарантированного государством займа
За использованием средств гарантированного государством займа осуществляется контроль в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан. Заемщик по займу, имеющему государственную гарантию, несет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан, за нецелевое использование средств, полученных по займу, гарантированному Правительством Республики Казахстан, и за возврат средств, отвлеченных на исполнение обязательств по государственной гарантии, в случае невыполнения заемщиком долговых обязательств по займу.
- Бюджетный кодекс Республики Казахстан
- Раздел 1. Бюджетная система
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Виды и уровни бюджета
- Глава 3. Структура бюджета
- Глава 4. Резервы правительства республики казахстан и местных исполнительных органов
- Глава 5. Формирование, использование и управление национальным фондом республики казахстан
- Глава 6. Единая бюджетная классификация
- Глава 7. Межбюджетные отношения
- Раздел 2. Распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетов
- Глава 8. Распределение поступлений в бюджет между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, района (города областного значения)
- Глава 9. Распределение расходов между уровнями бюджетов
- Глава 10. Бюджетные комиссии
- Раздел 3. Разработка, рассмотрение, утверждение бюджета
- Глава 11. Основы планирования бюджета
- Глава 12. Разработка бюджета
- Глава 13. Основные положения процесса рассмотрения и утверждения проекта бюджета
- Глава 14. Разработка, введение или прекращение действия чрезвычайного государственного бюджета
- Раздел 4. Исполнение бюджета
- Глава 15. Общие положения об исполнении бюджета
- Глава 16. Процесс исполнения бюджета
- Глава 17. Счета по обслуживанию кассового исполнения бюджета
- Глава 18. Исполнение бюджета
- Глава 19. Уточнение бюджета
- Глава 20. Секвестр и корректировка бюджета
- Глава 21. Бюджетный мониторинг и оценка результатов
- Раздел 5. Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств
- Глава 22. Система бухгалтерского учета
- Глава 23. Финансовая отчетность
- Раздел 6. Бюджетный учет и отчетность
- Глава 24. Бюджетный учет
- Глава 25. Годовой отчет об исполнении бюджета
- Глава 26. Годовой отчет о формировании и использовании национального фонда республики казахстан
- Раздел 7. Государственный финансовый контроль
- Глава 27. Общие положения о государственном финансовом контроле
- Глава 28. Органы государственного финансового контроля
- Глава 29. Основы проведения государственного финансового контроля
- Раздел 8. Бюджетные инвестиции и концессионные проекты
- Глава 30. Планирование бюджетных инвестиций и концессионных проектов
- Глава 31. Осуществление бюджетных инвестиций и концессионных проектов
- Раздел 9. Государственные концессионные обязательства
- Глава 32. Государственные концессионные обязательства
- Глава 33. Государственные концессионные обязательства местных исполнительных органов
- Раздел 10. Гранты
- Глава 34. Общие положения о несвязанных и связанных грантах
- Глава 35. Использование связанных грантов
- Раздел 11. Бюджетное кредитование
- Глава 36. Общие положения бюджетного кредитования
- Глава 37. Условия бюджетного кредитования
- Глава 38. Процедуры бюджетного кредитования
- Глава 39. Реструктуризация бюджетного кредита и замена заемщика
- Глава 40. Исковая давность, прекращение требований кредиторов и прекращение гарантии по бюджетным кредитам
- Глава 41. Контроль, мониторинг, учет по бюджетным кредитам
- Раздел 12. Государственные и гарантированные государством заимствование и долг, поручительство государства
- Глава 42. Общие положения о государственных и гарантированных государством заимствовании и долге, поручительстве государства
- Глава 43. Заимствование правительством республики казахстан
- Глава 44. Заимствование местными исполнительными органами
- Глава 45. Гарантированные государством заимствование и долг
- Глава 46. Поручительство государства
- Глава 47. Защита интересов заимодателя
- Раздел 13. Заключительные и переходные положения
- Глава 48. Переходные положения
- Глава 49. Заключительные положения
- 206По состоянию на 21.09.2014