logo
415__VKI / Бюджетный кодекс Республики Казахстан

Глава 42. Общие положения о государственных и гарантированных государством заимствовании и долге, поручительстве государства

      Статья 199. Общие положения о заимствовании

      1. Заимствование Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами, гарантированное государством заимствование осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.       Заимствование Национальным Банком Республики Казахстан осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан».       2. Заимствование Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами и Национальным Банком Республики Казахстан является государственным заимствованием.       3. Негосударственное заимствование осуществляется резидентами Республики Казахстан самостоятельно в любом размере, в любой валюте и любой форме с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан.       Негосударственные займы могут привлекаться юридическими лицами под государственные гарантии и поручительства государства.       4. Юридическим лицам, имеющим имущество на праве оперативного управления, запрещается осуществлять негосударственное заимствование.

      Статья 200. Виды и формы государственных займов

      1. Государственные займы по отношению к заемщику подразделяются на:       1) займы Правительства Республики Казахстан;       2) займы Национального Банка Республики Казахстан;       3) займы местных исполнительных органов.       2. По рынкам ссудного капитала государственные займы делятся на:       1) внешние государственные займы;       2) внутренние государственные займы.       3. По форме заимствования государственные займы делятся на:       1) выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг;       2) заключение договоров займа.       4. Государственные эмиссионные ценные бумаги по сроку действия подразделяются на:       1) краткосрочные со сроком обращения до 1 года;       2) среднесрочные со сроком обращения от 1 года до 5 лет;       3) долгосрочные со сроком обращения свыше 5 лет.       5. Государственные эмиссионные ценные бумаги по целям выпуска подразделяются на:       1) выпускаемые в целях финансирования дефицита бюджета;       2) выпускаемые в целях содействия развитию внутреннего рынка долговых инструментов.       Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться по номинальной и дисконтированной стоимости с фиксированной и нефиксированной (плавающей) ставкой вознаграждения.

      Статья 201. Государственный долг

      1. Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.       2. Государственный долг включает в себя внутренний и внешний государственный долг.       3. Внутренний государственный долг является составной частью государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед резидентами Республики Казахстан.       4. Внешний государственный долг является составной частью государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед нерезидентами Республики Казахстан.

      Статья 202. Обязательства Правительства Республики                   Казахстан и местных исполнительных органов                   по погашению и обслуживанию                   государственного долга

      1. Правительство Республики Казахстан несет обязательства по погашению и обслуживанию правительственного долга, которые обеспечиваются средствами республиканского бюджета.       2. Местные исполнительные органы несут обязательства по погашению и обслуживанию своего долга, которые обеспечиваются средствами местных бюджетов.       3. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы не отвечают по обязательствам друг друга.       4. Обязательства Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов считаются исполненными при возврате заимодателям суммы основного долга и выплате в полном размере платежей по обслуживанию долга.       5. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы осуществляют мониторинг соответственно правительственного долга и долга местных исполнительных органов посредством осуществления учета, анализа и контроля процесса формирования, изменения и обслуживания долга.

      Статья 203. Управление государственным и гарантированным                   государством долгом, долгом по                   поручительствам государства и рисками

      1. Управление государственным и гарантированным государством долгом, долгом по поручительствам государства и рисками включает в себя:       1) ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий плановый период государственного и гарантированного государством заимствования и долга, долга по поручительствам государства с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий и поручительств государства.       Подготовка ежегодной оценки состояния и прогноза на предстоящий плановый период государственного и гарантированного государством заимствования и долга, долга по поручительствам государства осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета совместно с Национальным Банком Республики Казахстан с участием центрального уполномоченного органа по государственному планированию на основе объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства;       2) определение центральным уполномоченным органом по государственному планированию лимита правительственного долга, лимитов предоставления государственных гарантий и поручительств государства в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, и утверждаемых в законе о республиканском бюджете, и лимитов долга местных исполнительных органов, утверждаемых Правительством Республики Казахстан;       3) определение центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета объемов, форм и условий заимствования Правительством Республики Казахстан, объемов погашения и обслуживания правительственного долга, утверждаемых в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;       4) осуществление центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета регистрации и учета государственных займов в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, и требований, связанных с исполнением государством обязательств по его гарантиям и поручительствам, мониторинга получения, использования, погашения и обслуживания государственных займов и государственного долга, гарантированного государством долга и долга по поручительствам  государства, а также требований государства, возникших в связи с исполнением государством обязательств по его гарантиям и поручительствам;       5) подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга и его обслуживания, в том числе по досрочному погашению долга, покупке и продаже эмитентом государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг, реструктуризации государственного и гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства, рефинансированию долга, управлению рисками государственного и гарантированного государством заимствования и долга, долга по поручительствам государства и долга перед государством;       6) управление рисками государственного долга, гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства и долга перед государством включает в себя их выявление, идентификацию, оценку и минимизацию с использованием центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета методов регламентации процедур и операций, соблюдения установленных лимитов и требований, диверсификации инструментов и рынков, применения различных производных финансовых инструментов (опционы, свопы, форвардные, фьючерсные и другие сделки, используемые на рынке для целей управления рисками), а также своевременное реагирование и принятие необходимых мер в управлении долгом юридических лиц, чьи долговые обязательства перед третьими лицами обеспечены государственными гарантиями и поручительствами.       2. Управление рисками государственного долга, гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства и долга перед государством осуществляется в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.       Сноска. Статья 203 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.2010 № 263-IV (вводятся в действие с 01.01.2010); от 24.11.2011 № 495-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 204. Публикация сведений о состоянии                    государственного и гарантированного                    государством долга, долга                    по поручительствам государства

      Сведения о текущем состоянии государственного долга Республики Казахстан, сумме денег, выплаченных в счет погашения государственного долга, выданных государственных гарантиях и поручительствах государства, и суммах денег, выплаченных по гарантиям и поручительствам, являются открытыми и подлежат ежеквартальному официальному опубликованию центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета в форме статистической информации.       Сноска. Статья 204 с изменением, внесенным Законом РК от 19.03.2010 № 258-IV.