logo search
Учебное пособие по Налогам

1.3. Виды налогов и способы их классификации.

 

Уже не для кого не секрет, что налоговая система РФ огромна, сложна и запутанна. При этом каждый налог или сбор системы занимает четко определенное место и исполняет свою роль. Определение взаимодействия налога или сбора с тем или иным признаком  способствует точному установлению механизма его установления и введения, определению уровня бюджета, в который зачисляется каждый налог, круга плательщиков и перечня объектов, с которых взимается платеж. Классификация налогов позволяет более детально определить их юридическую сущность.

Выявлению видовой сущности налога способствует классификация, проведенная по систематизированным критериям.

Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:

·     федеральные;

·     региональные;

·     местные.

 

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и другие. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 14 НК РФ.

К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на имущество физических лиц – это местные налоги. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 15 НК РФ.

Деление налогов на: федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются.

По форме взимания различают налоги:

·     прямые;

·     косвенные.

 

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые затем нужно перечислить государству. Косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить налог на добавленную стоимость и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.

В основу классификации можно положить и такой признак как плательщик  налога. В этом случае следует выделить три группы:

·     налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);

·     налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

·     налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).

 

По источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

·     налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

·     налоги, включаемые в себестоимость продукции (таможенная пошлина, земельный налог и др.);

·     налоги, относимые на финансовые результаты и уплачиваемые за счет прибыли до уплаты налога на прибыль (налог на имущество организаций и др.);

·     налоги, уплачиваемые из прибыли - налог на прибыль предприятий и организаций.

 

По степени обложения выделяют три группы налогов:

·     прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог;

·     пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и др.);

·     регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (единый социальный налог).

 

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

·     общие;

·     специальные.

 

Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС - это общие налоги, а ЕСН - источник образования государственных внебюджетных фондов.

В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например, в Федеральный бюджет платятся такие налоги как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и др.; в бюджеты субъектов Российской Федерации - налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет - земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации «О Федеральном бюджете».

В зависимости от периодичности взимания:

·        разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, единый налог на вмененный доход);

·        регулярные налоги — взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).

 

Перечисленные критерии классификации налогов не является исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для юридической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учебной литературе налоги группируются и иными способами, что позволяет более точно выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке.