14.3. Целевые бюджетные фонды
Понятие «целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 году, когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов.
Анализ существования некоторых фондов выявил ряд существенных недостатков, и, прежде всего, таких, как межведомственное распыление государственных средств и ослабление государственного контроля за целевым их использованием.
Для преодоления указанных недостатков отдельные внебюджетные фонды, начиная с 1995 г. стали учитываться в составе бюджетной системы страны. Подавляющая часть средств целевых бюджетных фондов консолидируется в составе федерального бюджета.
Под целевыми бюджетными фондами понимаются фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством для финансирования отдельных государственных расходов и консолидируемые в составе бюджетной системы страны для обеспечения более полного государственного контроля за поступлением и целевым использованием их средств.
В настоящее время внебюджетными являются только три государственных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Все остальные являются целевыми бюджетными фондами.
К числу целевых бюджетных фондов относятся экологические фонды, которые включают в себя Федеральный экологический фонд, фонды субъектов РФ и местные фонды.
Указанные фонды предназначены для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и для других нужд.
Фонды образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан РФ, а также иностранных юридических и физических лиц.
В экологические фонды включаются следующие средства:
плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, за размещение отходов и за другие виды загрязнений;
суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафы за экологические правонарушения;
средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого участия средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц;
суммы инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.
Средства, поступающие в экологические фонды, распределяются на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского районного) значения; часть средств остается в распоряжении экологических фондов субъектов РФ, а часть перечисляется в Федеральный экологический фонд на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.
Средства экологических фондов расходуются на оздоровление окружающей природной среды, на воспроизводство природных ресурсов, на научные исследования, на внедрение экологически чистых технологий, на строительство очистных сооружений, на выплату компенсационных сумм гражданам, на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей природной среды, и иные цели, связанные с природоохранной деятельностью.
Одними из крупнейших целевых бюджетных фондов являются фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
Эти фонды создавались в составе таких организаций, как Федеральная служба лесного хозяйства; Комитет РФ по рыболовству; РАО «Газпром», Комитет РФ по машиностроению, Комитет РФ по химической и нефтехимической промышленности и др.
Источником формирования фондов являются средства, предусматриваемые в себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятиями, объединениями и организациями.
Величина включаемых средств устанавливается единой для всех видов продукции в размере 1,5%. Средства фондов используются на финансирование научно-технических программ (проблем), исследований и разработок, работ по освоению достижений науки и техники, имеющих важное республиканское и общеотраслевое значение, а также финансирование работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции и финансирование работ в области охраны труда и техники безопасности.
Средства фондов формируются министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями на специальных счетах в банках. Значительная доля средств не подлежит отраслевому перераспределению и используется непосредственно на предприятии, которое выполняет НИОКР.
Фонды инвестирования жилищного строительства создаются субъектами Федерации и местными органами самоуправления. Порядок создания и функционирования фондов инвестирования утвержден Правительством РФ. Источниками их образования являются добровольные взносы организаций и физических лиц, целевые кредиты, выдаваемые под гарантии органов власти регионального и местного уровня, а также доходы от операций с ценными бумагами. Средства фондов направляются на финансирование строительства жилых объектов и объектов социально-культурной сферы; строительства и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства; социальной поддержки малоимущим группам граждан для оплаты строительства и содержания жилья.
- Введение
- 1.2. Место и роль государственных финансов в экономике
- 1.3. Институциональный аспект государственных финансов
- Практические задания к теме: «Государственные финансы и их роль в рыночной экономике»
- 1. Экономические функции государства в смешанной экономике
- 2.2. Государственный сектор в экономике России
- Практические задания к теме: «Государственный сектор в смешанной экономике»
- 3.2 Характеристика звеньев финансовой системы
- Финансовая система
- Централизованные финансы
- Децентрализованные финансы
- 3.3. Финансовый механизм
- Практические задания к теме: «Финансовая система Российской Федерации»
- 4.2. Типы финансовой политики
- 4.3. Финансовая политика России в современных условиях
- Практические задания к теме: «Финансовая политика»
- Государственные и муниципальные финансы
- 5.2. Сущность и состав территориальных финансов
- 5.3. Муниципальные финансы
- Практические задания к теме: «Основы государственных и муниципальных финансов»
- 6.2. Функции бюджета
- 6.3. Бюджетное устройство
- 6.4. Бюджетная система Российской Федерации
- Консолидированный бюджет Российской Федерации
- Практические задания к теме: «Сущность государственного бюджета»
- 7.2. Расходы бюджетов
- 7.3. Сбалансированность бюджетов
- Практические задания к теме: «Состав и структура государственного бюджета»
- 8.2. Характеристика источников финансирования дефицита бюджета
- 8.3. Правовые аспекты государственного регулирования бюджетного дефицита в Российской Федерации
- Практические задания к теме: «Бюджетный дефицит»
- 9.2. Законодательная основа бюджетного федерализма в рф
- 9.3. Основные звенья и процессы системы бюджетного федерализма в Российской Федерации
- 9.4. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов
- Практические задания к теме: «Бюджетный федерализм»
- 10.2. Бюджетное планирование и бюджетный процесс в рф
- Практические задания к теме: «Бюджетное устройство, бюджетное планирование и бюджетный процесс»
- 11.2 Бюджетный механизм и характеристика его звеньев
- 11.3. Межбюджетные отношения
- Практические задания к теме: «Бюджетный процесс и бюджетный механизм»
- 12.2. Функции государственного кредита
- 12.3. Формы государственного кредита
- Практические задания к теме: «Государственный кредит»
- 13.2. Государство как кредитор
- 13.3. Государственный долг
- 13.4. Управление государственным долгом
- Практические задания к теме: «Государственный долг»
- 14.2. Социальные государственные внебюджетные фонды рф
- 14.2.1. Пенсионный фонд рф
- 14.2.2. Фонд социального страхования рф
- 14.2.3. Фонды обязательного медицинского страхования
- 14.3. Целевые бюджетные фонды
- 14.4. Целевые бюджетные фонды Республики Татарстан
- Практические задания к теме: «Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды»
- 15.2. Виды налогов и их основные элементы. Налоговая классификация
- 15.3. Налоговые системы, принципы их построения и функции
- Практические задания к теме: «Налогообложение и тенденции налоговой политики»
- 16.2. Сущность, сферы и формы социального обеспечения
- 16.3. Особенности социальной политики в России
- 16.4. Финансовое регулирование экономических процессов
- 16.5. Финансовый рынок
- Практические задания к теме: «Роль финансов в социально-экономических процессах»
- 17.2. Проблемы социального равенства и справедливости
- 17.3. Политика государства по регулированию доходов населения
- 17.4. Система социальной защиты населения, ее принципы
- 17.5. Доходы населения
- 17.6. Социальная политика государства
- Практические задания к теме: «Социальная политика государства»
- 18.2. Роль государства в управлении финансами
- 18.3. Субъекты и структура органов государственного управления финансами
- Практические задания к теме: «Управление государственными финансами»
- 19.2. Формы финансового контроля
- 19.3. Методы финансового контроля
- Практические задания к теме: «Финансовый контроль»
- 20.2. Негосударственный финансовый контроль
- Аудиторский контроль.
- 20.3. Аудиторский контроль
- Практические задания к теме: «Виды финансового контроля»
- 21.2. Пути совершенствования финансового контроля в России
- Практические задания к теме: «Организация финансового контроля в Российской Федерации»
- 1.Современные проблемы в исполнении федерального бюджета органами казначейства
- 2. Деятельность казначейства рт по исполнению федерального бюджета.
- 1.Современные проблемы в исполнении федерального бюджета органами казначейства
- 3.2. Деятельность казначейства рт по исполнению федерального бюджета.
- 22.2. Учет поступлений Федерального бюджета
- 22.3. Структура аналитического учета
- Практические задания к теме: «Организация исполнения федерального бюджета по доходам органами Федерального казначейства»
- Глоссарий