logo search
Грунский В

3 Законодательное регулирование налогового администрирования

В документе «Основные направления налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011–2012 годы» (одобрен Правительством Российской Федерации 25.05.2009) указано: «Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).»

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010–2012 г.г. Президент России Д. Медведев представил комплекс мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов, из-за которого появляется риск для стабильности доходной части бюджета. Президент России отметил, что умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов, поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.

Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов. В связи с этим в Послании, в частности, предлагалось законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства РФ о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.

В развитие данного положения в письме МЭР России от 3 апреля 2009 г. № 4892-ЭН/Д01 содержится предложение о закреплении в НК РФ принципов определения необоснованной налоговой выгоды с использованием подходов, определенных в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006. В 2009 г. меры противодействия уклонению (уходу) от уплаты налогов формировались в основном в рамках правоприменения действующего законодательства с учетом судебной практики. Наиболее существенными направлениями являлись:

– Обеспечение налоговым органам доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну.

– Совершенствование налогового администрирования в области НДС Более подробно об этих направлениях описано ниже.