logo search
УМП Государственные финансы

1.Современные проблемы в исполнении федерального бюджета органами казначейства

Нa сегодняшний день реформа бюджетного процесса продолжается. На нынешнем этапе нельзя говорить о ее завершенности, еще идут преобразования, каcающиеcя четкого разделения полномочий между уровнями влаcти, начатые гоcударcтвом в 2004 году. За девять лет существования кодекса в него постоянно вносились изменения. Сейчас он pегулирует все сферы бюджетных правоотношений, четко разграничивает федеральные и региональные полномочия, касающиеся вопросов доходов и расходов, ясно описывает все стадии бюджетного процесса и практически не имеет пробелов, за исключением последней главы, посвященной вопросам государственного финансового контроля. Над приведением ее в соответствие с последними требованиями по поручению Правительства РФ работает Министерство финансов РФ.

Одно из последних усовеpшенствований кодекса - включение в него отчетной стадии бюджетного пpоцесса в виде отдельного pаздела. Ранее отчетная стадия была отнесена к госудаpственному финансовому контpолю. Этот раздел очень важен, потому что отчет об исполнении бюджета - это инструмент обеспечения подотчетности исполнительной ветви власти пеpед законодательной. Сейчас мы приходим к единому пониманию того, в чем заключается смысл отчета об исполнении бюджета, - ведь и в Конституции Российской Федерации содержится норма о подотчетности Правительства РФ.

Международный опыт подтверждает: именно эта стадия является самой неприятной частью работы для исполнительной ветви власти. В отчетный период должна быть подтверждена эффективность использования средств, и с этой точки зрения очень важно, что в Бюджетном кодексе РФ теперь впервые в Российской Федерации установлены соответствующие сроки отчетной стадии для всех бюджетов бюджетной системы. Впервые на уровне Российской Федерации установлено, что полный комплект документов - а это и отчет об исполнении бюджета, и заключение Счетной палаты РФ на него - должен быть представлен до пятнадцатого сентября. Ранее все отчеты и заключения по ним Счетной палаты РФ законодатель получал только в январе - феврале года, следующего за отчетным. Теперь вся отчетная стадия будет занимать семь - восемь месяцев. Такой механизм даст возможность законодательной ветви власти при планировании бюджета на предстоящий год учитывать результаты исполнения бюджета прошедшего года. Это огромная работа, участие в которой не на последних ролях принимало Федеральное казначейство. Это важнейший шаг вперед, который еще предстоит оценить.

Сейчас Казначейство России очень оперативно формирует бюджетную отчетность. Она вовремя представляется для внешней проверки Счетной палате РФ, а все главные распорядители бюджетных средств представляют такую отчетность Казначейству России не позднее первого апреля.

Основное направление деятельности федеральных органов исполнительной власти на данном этапе - обеспечение результативности бюджетных расходов. Необходимо обеспечить сопоставление затраченных финансовых ресурсов с теми результатами, которые государство хочет видеть от использования этих ресурсов. Государство теперь интересует не только в каком объеме освоены денежные средства, выделенные на целевые программы, а какая от них отдача. А это такие параметры, как качество образования, лечения и т.д. Есть определенные инструменты, находящиеся в арсенале Правительства РФ и служащие для того, чтобы все главные распорядители бюджетных средств - федеральные органы исполнительной власти - обеспечивали результативность бюджетных расходов. Это так называемые доклады о результатах и основных направлениях деятельности, которые рассматриваются правительственной комиссией.

Бюджетная реформа неразрывно связана с четким пониманием того, что государство должно являться ответственным должником по своим обязательствам, и будет неукоснительно соблюдать эти обязательства по выплатам физическим и юридическим лицам. В настоящее время такие параметры бюджета, как, например, расходы на образование или на здравоохранение, уже все в меньшей и меньшей степени начинают удовлетворять общество, законодателя и органы исполнительной власти. Если говорить об уровне казначейства, т.е. «операционном», то - назрела необходимость делегирования большего количества полномочий на уровень главных распорядителей бюджетных средств и на уровень получателей бюджетных средств. Потому что именно они, а не Министерство финансов РФ, не Федеральное казначейство, должны отвечать за конкретные результаты деятельности в соответствующих отраслях, например за строительство дорог, за выполнение полномочий в сфере образования или здравоохранения. Для министерств, ведомств, бюджетных учреждений, институтов, университетов, больниц и т.д. Казначейство России - единый государственный кассир, важнейшая задача которого - обеспечить сохранность средств распорядителей, аккумулировать их на едином казначейском счете. Благодаря такому аккумулированию средств можно устранить кассовый разрыв. У одного учреждения, например, избыток средств, у другого - недостаток. Появляется возможность ими эффективно оперировать, учитывая, что все они размещены на едином казначейском счете и, поэтому можно избежать излишнего заимствования, например, на рынке.

А что касается контрольных полномочий, то здесь самое главное - обеспечить соблюдение бюджетных ограничений, установленных законодателем. В бюджете расписаны все направления использования средств, классифицирующиеся по соответствующим видам, целевым направлениям и так далее. Задача Казначейства России - проверить, чтобы на всех этапах исполнения утвержденного бюджета не было превышения бюджетных назначений, установленных законодателем, а также проконтролировать в момент осуществления кассового расхода целевое использование средств бюджетополучателями. [35,С.1-2]

В настоящее время Казначейство России ведет единые счета всех бюджетов бюджетной системы, это более двадцати тысяч муниципальных образований. И, что очень важно, обеспечивает прозрачность операций. Оно не просто ведет единые счета бюджетов, а обеспечивает представление информации, отчетности о кассовых потоках - о поступлениях и выплатах - по коду бюджетной классификации. Это важнейший элемент, потому что он делает прозрачными все операции, которые производятся в каждом из этих бюджетов.

Проводимая Правительством Российской Федерации бюджетная реформа нацелена на расширение полномочий главного распорядителя бюджетных средств. Так Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции с 09.04.2009) содержит несколько положений, реализующих указанную задачу.

Статьей 219 Кодекса порядком составления и ведения бюджетной росписи может устанавливаться право или обязанность главного распорядителя бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам классификации операций сектора государственного управления, если данному главному распорядителю бюджетных средств были доведены лимиты бюджетных обязательств в соответствии с законом о бюджете без применения КОСГУ.

Исходя из ожидаемых результатов исполнения федерального бюджета, главный распорядитель бюджетных средств вправе доводить до распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств также по укрупненным кодам, т.е. по КОСГУ.

Проект «Модернизация казначейской системы Российской Федерации». Еще в 2002 году были поставлены цели, которые постепенно выполняются. Сейчас проект находится в завершающей стадии, а в 2010 году, планируется закончить его реализацию. Он осуществляется Федеральным казначейством в рамках Соглашения о займе N 4662-RU между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития, главная цель которого - организация эффективной системы казначейского исполнения федерального бюджета, имеющей надлежащие правовые и институциональные основы, системы и процедуры. В настоящее время активно ведутся работы по нескольким основным направлениям. Прежде всего, это проектирование и разработка прикладного программного обеспечения единой автоматизированной системы органов Федерального казначейства (АС ФК). Так в 2008 г. уже завершена разработка расширенной базовой системы АС ФК и в настоящее время проводится тестирование прикладного программного обеспечения. В 2008 году осуществлено внедрение ППО АС ФК в трех пилотных регионах (Самарской, Саратовской и Ульяновской областях). Это способствует качественно изменить уровень работы с информацией. Тиражирование системы осуществляется в два этапа: в 20 регионах «первой волны» - с 1 января 2009 г., в остальных - с 1 января 2010 г.

Также произошло техническое перевооружение органов Казначейства России. Поставлены сервера, персональные станции, обновлена ведомственная транспортная сеть, это позволило обеспечить четкой и непрерывной связью по всей стране. Помимо этого создаются системы инженерного обеспечения объектов информатизации органов Федерального казначейства (СИО). Большая часть работ по монтажу СИО УФК и ОФК уже завершено, включая подразделения ФК в регионах «первой волны» внедрения АС ФК. Работы на остальных объектах будет завершено во II квартале 2009 г.

Также проводится широкомасштабное обучение почти десяти тысяч специалистов по трем направлениям. Во-первых, повышается компьютерная грамотность ключевых функциональных сотрудников; во-вторых, проводится обучение специалистов по ИТ и организуются учебные поездки; в-третьих, проводиться обучение работе с системами инженерного обеспечения.