37. Понятие и содержание межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм.
Межбюджетные отношения– это отношения, которые возникают между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые связаны с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах: 1) распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; 2)разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; 3)равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований; 4)выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований; 5) равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с Федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:
1) оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;
2) сделать схему группировки территорий по экономическим районам.
Доходную часть территориальных бюджетов составляют закрепленные и регулирующие доходы, дотации и субвенции, а также кредитные ресурсы. Бюджетный федерализм - принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы РФ с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления. Межрегион.нер-во- нер-во м-ду пок-ми дохода от деят-ти эк. агентов, нах-ся под юрисдикцией субнац-х орг. вл., либо м-ду пок-ми дох-в непосредственно орг. вл.
БС исп. мех-мы гориз. и вертик. бюд. выравнивания. Вертик вырав - процесс нахожд. соответствия м-ду объёмом обяз-в кажд. ур-ня власти по расх. с его доход. источ-ми и компенисир. дисбаланса за счёт трансфертов нижестоящим бюдж. Горизонт.вырав.- пропорц. распред налогов. бремени м-ду суб. федер. для устран. или сниж. нерав-ва налог. возм-тей различ. тер-рий.
Инстр-ты бюдж. регулир. мбо:
1)сист. межбюд. трансфертов (Гл 16 бк РФ дотац (– б-ые ср-ва, предост-мые б-у др уровня БС РФ на безвозм и безвозвратн основе, для выравниван бюдж обеспеченности. им-т нецелев хар-р), субвенции(на осущ. делегиров. полномоч., предостав. бюдж. др. ур-ней), субсидии (-б-ые ср-ва, предост б-у др ур-ня БС РФ на услов долевого финанс-ия целев расх. Явл целев трансф, в отлич от субв выдел на финанс собств полномочий)
2)сист.н/облож
3)механизм распред. нал. дох-в м-ду уровн. бюд. сист. Основа бюдж федерализма — автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.
38. Государственные внебюджетные социальные фонды.
Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых средств, которые находятся в распоряжении местных и центральных органов власти и имеют целевое значение. Главное предназначение фондов – реализация конституционных прав граждан на социальное страхование, пенсии, пособия по безработице, медицинскую помощь и охрану здоровья. Доходы и расходы таких внебюджетных фондов формируются в рамках БК РФ. Причины возникновения: 1. Необходимость в обеспечении социальной защиты граждан в условиях безработицы и экономической нестабильности. 2. Целевое использование денежных средств. 3. Необходимость оперативного решения некоторых социальных проблем путем привлечения большого количества финансов. 4. Постоянное финансирование территориальных нужд. 5. Появление новых методов распределения финансов при переходе государства к рыночной экономике. 6. Необходимость покрытия дефицита государственного бюджета через кредитный механизм. Фонды включают в себя следующие поступления:1) специальные целевые налоги и сборы, которые устанавливаются для соответствующего фонда (эти платежи классификация налогов также учитывает); 2) средства государственного бюджета; 3) отчисления от прибыли организаций, учреждений, предприятий; 4) прибыль от коммерческой деятельности лиц или фондов; 5) займы, которые фонд получил от коммерческих банков или ЦБ РФ; 6) прочие виды доходов, которые предусмотрены в рамках законодательных актов. Основные особенности внебюджетных фондов: 1. Внебюджетные фонды отличаются строгой целевой направленностью и планируются органами государственной власти. 2. Финансовые средства, находящиеся в распоряжении внебюджетного фонда, могут быть использованы для покрытия государственных расходов, которые не включены в основной бюджет. 3. Внебюджетные фонды формируются за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц. 4. Тарифы взносов во внебюджетные фонды представлены в виде налоговых платежей, устанавливаются государством и носят обязательный характер. 5. Средства фонда являются собственностью государства и не подлежат изъятию для реализации целей, которые не согласуются с их предназначением. 6. Учет внебюджетных фондов и их расходов производится в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации или правления фонда. Виды государственных внебюджетных фондов: 1. Пенсионный фонд Российской Федерации. 2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. 3. Фонд социального страхования Российской Федерации. 4. Фонд занятости. 5. Прочие внебюджетные фонды (примерно 40 фондов). Пенсионный фонд выступает как финансовая и организационная структура, выделенная специально для обслуживания пенсионеров. Данный фонд занимается формированием, аккумулированием средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также финансирования организаций, помогающих пенсионерам и детям. Он участвует на долговременной основе в осуществлении социальной поддержки населения. Размеры взносов в этот фонд определяются ежегодно парламентом по представлению правления фонда. Фонд обязательного мед.страхования, предназначен для финансирования целевых программ, научных исследований, подготовки кадров, оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях. Фонд формируется за счет средств государственного бюджета, государственных и общественных организаций, предприятий, населения, взносов и пожертвований, доходов от ценных бумаг, кредитов. Фонд государственного социального страхования организован для выплаты различных пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания, для материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов работников. Основная доля расходов этого фонда — выплата различных пособий. Государственный фонд занятости населения аккумулирует средства, необходимые для материальной поддержки лиц, у которых появилась опасность потери или отсутствия работы, а также для их обучения другой специальности. Фонд формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработков работников в пределах общей суммы взимаемых налогов, а также с использованием средств республиканских и местных бюджетов.
- 1. Понятие. Цели, задачи, объекты и предмет аудиторской деятельности. Место аудита в системе финансового контроля.
- 2. Регулирование и организация аудиторской деятельности. Аудиторские организации. Аудиторские риски.
- 3. Аудиторская проверка: виды, процедура, оформление результатов.
- 4. Сущность, функции и роль финансов в рыночной экономике.
- 6. Финансовая политика государства: сущность, цели, задачи, структура. Органы управления
- 7. Содержание, значение и виды финансового контроля. Организация финансового контроля в рф.
- 8. Финансовый рынок: сущность, структура, функции, участники, механизм
- 9. Принципы, механизм формирования и распределения прибыли предприятия.
- 10. Финансовые ресурсы предприятия: сущность, виды, классификация. Порядок финансирования деятельности предприятий.
- 11. Информационная база, основные положения и этапы анализа финансового состояния предприятия.
- 12. Содержание, принципы, цели и задачи финансового планирования на предприятии. Система финансовых планов.
- 13. Денежный оборот и система расчетов на предприятии.
- 14. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи, принципы. Базовые концепции и модели финансового менеджмента.
- 15. Асимметрия информации в финансовом менеджменте: сущность, порядок преодоления.
- 16. Сущность, модели и приемы управления оборотным капиталом и его элементами.
- 17. Цена и структура капитала. Сущность и инструментарий управления капиталом.
- 18. Дивидендная политика компании: сущность, типы, методы и порядок выплаты дивидендов.
- 19. Слияния и поглощения: сущность, классификация, мотивация и формы финансирования сделок.
- 20. Инвестиции: экономическая сущность, классификация и структура.
- 20. Инвестиционный проект: виды, методы финансирования и порядок оценки.
- 22. Финансовые инвестиции. Понятие и виды инвестиционного портфеля.
- 23. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций на предприятии.
- 24. Принципы организации и формы безналичных расчетов.
- 25. Цели и задачи Центральных Банков. Денежно – кредитная политика цбрф.
- 26. Сущность и состав кредитной системы. Виды банковских систем.
- 27. Понятие и структура ресурсной базы коммерческого банка.
- 28. Классификация и содержание операций коммерческого банка. Банковские риски.
- 29. Сущность и источники формирования ссудного капитала. Кредит: понятие, функции и виды.
- 30. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.
- Структура бюджетной системы рф:
- 31. Бюджетная классификация: понятие, структура и роль.
- 32. Экономическое содержание, состав и структура доходов бюджетов бюджетной системы рф.
- 33. Экономическое содержание, состав и структура расходов бюджетов бюджетной системы рф.
- 34. Понятие и варианты сбалансированности бюджета. Основные способы финансирования бюджетного дефицита.
- 35. Понятие и механизм бюджетного процесса в Российской Федерации.
- 36. Экономическое содержание, функции, методы, формы бюджетного контроля в Российской Федерации.
- 37. Понятие и содержание межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм.
- 39. Экономическая сущность налогов в развитии общества. Понятие и функции налогов.
- 40. Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи, функции. Права и обязанности налоговых органов.
- 41. Налоговый контроль: экономическое содержание, субъекты, формы. Налоговые проверки, порядок их проведения, значения.
- 42. Налогоплательщики, налоговые агенты. Их права и обязанности.
- 43. Налоговые правонарушения и виды ответственности.
- 44. Налог на добавленную стоимость: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 45. Налог на прибыль: экономическое содержание, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 46. Налог на имущество организации: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 47. Акцизы: сущность, состав, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 48. Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 49. Местные налоги: экономическое содержание, состав, правила исчисления. Полномочия местных органов в вопросах налогообложения.
- 50. Рынок ценных бумаг: понятие, структура, виды.
- 51. Ценная бумага: понятие, виды, инвестиционные качества.
- 53.Профессиональные участники рынка ценных бумаг:понятие и виды деятельности
- 54. Акция как эмиссионная ценная бумаг. Виды акций и способы выплаты доходов по ним.
- 55. Облигация как тип долгового обязательства. Виды облигаций и способы выплаты доходов по ним.
- 56. Вексель: понятие, виды, особенности обращения.
- 57. Государственные и муниципальные ценные бумаги: особенности эмиссии и обращения.
- 58. Производительность и нормирование труда на предприятии.
- 59. Экономические основы производства на предприятии.
- 60. Эффективность производственно-экономической деятельности предприятия.
- 61. Система стратегического планирования на предприятии.
- 62. Сущность и задачи системы национальных счетов, её отличия от баланса народного хозяйства.
- 63. Сущность и значение валового внутреннего продукта и национального дохода, методы их расчета
- 66. Содержание, значение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- 67. Цель, функции, предмет экономического анализа. (по лекциям Сергеевой)
- 68. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности. (по лекциям Сергеевой)
- 69. Международная валютная система: сущность, структура, эволюция. (по лекциям Ивониной)
- 70. Мировой рынок: структура, инфраструктура, закономерности функционирования. (по лекциям Ивониной)