logo search
415__VKI / Бюджетный кодекс Республики Казахстан

Глава 27. Общие положения о государственном финансовом контроле

      Статья 135. Государственный финансовый контроль

      1. Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственного финансового контроля в целях выявления, устранения и недопущения нарушений объектами контроля бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан.       2. Государственный финансовый контроль подразделяется на:       1) внутренний и внешний государственный финансовый контроль;       2) проводимый на республиканском и местном уровне государственного управления в зависимости от соответствующего уровня бюджета.       3. Внутренний государственный финансовый контроль - контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов, осуществляемый уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля центральных государственных органов и исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы, с представлением отчетов Правительству Республики Казахстан, первым руководителям центральных государственных органов и первым руководителям исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы, района (города областного значения).       Внешний государственный финансовый контроль - контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов, осуществляемый независимыми по отношению к Правительству Республики Казахстан и местным исполнительным органам Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы с представлением отчетов Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан и соответствующим маслихатам.       Сноска. Статья 135 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.2010 № 263-IV (вводится в действие с 01.01.2010); от 21.07.2011 № 465-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 136. Система органов государственного финансового                    контроля

      1. Систему органов государственного финансового контроля составляют:       1) Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета;       2) ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы;       3) уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему контролю;       4) службы внутреннего контроля центральных государственных органов;       5) службы внутреннего контроля исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы.       2. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета является высшим органом государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.       3. Ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы являются государственными органами, осуществляющими внешний государственный финансовый контроль за исполнением местного бюджета.       3-1. Не допускается привлечение работников органов внешнего государственного финансового контроля по запросам государственных органов для проведения проверок, не предусмотренных в планах работ Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы.       4. Внутренний государственный финансовый контроль на республиканском уровне осуществляется уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля центральных государственных органов в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.       5. Внутренний государственный финансовый контроль на местном уровне осуществляется уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.       6. Уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему контролю проводит внутренний государственный финансовый контроль по утвержденному на соответствующий финансовый год плану.       Внеплановый контроль проводится по поручениям Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, уполномоченных на то государственных органов, депутатским запросам.       Сноска. Статья 136 с изменениями, внесенными законами РК от 21.07.2011 № 465-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 16.02.2012 № 557-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 137. Принципы и стандарты государственного                    финансового контроля

      1. Принципами государственного финансового контроля являются:       1) принцип независимости - недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного финансового контроля и его работников при осуществлении ими деятельности;       2) принцип объективности - проведение контроля строго в соответствии с законодательством Республики Казахстан, со стандартами государственного финансового контроля, исключение конфликта интересов;       3) принцип достоверности - подтверждение результатов контроля бухгалтерскими, банковскими и иными документами объекта контроля;       4) принцип прозрачности - ясность изложения результатов контроля, подотчетность органов государственного финансового контроля Президенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан, маслихатам, руководителям государственных органов, общественности;       5) принцип компетентности - совокупность необходимых для осуществления контроля профессиональных знаний и навыков работников органов государственного финансового контроля;       6) принцип гласности - обязательная публикация результатов государственного финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.       2. Единые требования к государственному финансовому контролю определяются стандартами государственного финансового контроля.       3. Стандарты государственного финансового контроля разрабатываются Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета совместно с уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю и утверждаются Президентом Республики Казахстан.       4. Стандарты государственного финансового контроля обязательны для исполнения органами государственного финансового контроля.

      Статья 138. Типы государственного финансового контроля

      Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие типы:       1) контроль на соответствие - оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;       2) контроль финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля;       3) контроль эффективности - оценка, проводимая в том числе на основе контроля на соответствие и финансовой отчетности, достижения государственными органами прямых и конечных результатов, предусмотренных в их стратегических планах, реализации государственных и бюджетных программ, программ развития территорий, оказываемых государственных услуг, использования связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, поручительств и активов государства, а также комплексный и объективный анализ влияния деятельности государственного органа и субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной сферы, других сфер государственного управления.       Сноска. Статья 138 с изменениями, внесенными Законом РК от 02.04.2010 № 263-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).

      Статья 138-1. Классификатор нарушений, выявляемых на                     объектах государственного финансового                     контроля

      1. В целях обеспечения единого подхода при осуществлении государственного финансового контроля уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему контролю по согласованию со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета разрабатывает и утверждает Классификатор нарушений.       2. Классификатор нарушений включает в себя следующие группы нарушений:       1) при поступлении средств в бюджет (доходная часть) – неисполнение и (или) необеспечение исполнения налогового, неналогового обязательства, поступлений от продажи основного капитала в соответствующий бюджет, а также несвоевременное, неполное перечисление поступлений в бюджет, нарушение порядка возврата из бюджета и (или) зачета излишне уплаченных сумм поступлений;       2) при использовании бюджетных средств и активов государства – использование бюджетных средств, трансфертов, кредитов, бюджетных инвестиций, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, поручительств и активов государства с нарушением норм бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;       3) при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности – допущение несоответствия данных бухгалтерского учета первичным документам вследствие несоблюдения ведения первичного учета согласно установленным формам первичной документации, недостача товарно-материальных ценностей и денежных средств, необоснованное списание активов, материалов, малоценных быстроизнашивающихся предметов;       4) несоблюдение установленных сроков, порядка выполнения бюджетных процедур и процедур законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, не повлекшее причинение ущерба (вреда) государству и получателям бюджетных средств и не влекущее административной и уголовной ответственности, установленной законами Республики Казахстан.       Предусмотренные настоящим пунктом группы нарушений классифицируются на виды.       3. Выявленные суммы нарушений по результатам контроля, подлежащие восстановлению в соответствии с законодательством Республики Казахстан, подлежат восстановлению путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету.       Выявленные суммы нарушений по результатам контроля, подлежащие возмещению в соответствии с законодательством Республики Казахстан, подлежат возврату в доход соответствующего бюджета.       Возврат в бюджет осуществляется на основании решения органа государственного финансового контроля и (или) решения суда.       4. Лица, виновные в нарушениях, указанных в пункте 2 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.       Сноска. Глава 27 дополнена статьей 138-1 в соответствии с Законом РК от 16.02.2012 № 557-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 139. Виды государственного финансового контроля

      Органы государственного финансового контроля в пределах полномочий осуществляют следующие виды контроля:       1) комплексный контроль - контроль и оценка деятельности объектов контроля по всем вопросам за конкретный период;       2) тематический контроль - контроль и оценка деятельности объекта контроля по отдельным вопросам за конкретный период;       3) встречный контроль - контроль третьих лиц, который проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом контроля в рамках проверяемого вопроса;       4) совместный контроль - контроль, проводимый органами государственного финансового контроля совместно с другими государственными органами в согласованные сроки;       5) параллельный контроль - контроль, проводимый органами государственного финансового контроля самостоятельно по согласованным вопросам и срокам проведения с последующим обменом их результатами.       Сноска. Статья 139 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.2010 № 263-IV (вводятся в действие с 01.01.2010); от 21.07.2011 № 465-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 140. Акты, принимаемые по результатам контроля

      По результатам контроля принимаются следующие акты:       1) органами внешнего государственного финансового контроля и уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю:       акт контроля - документ, составленный органами государственного финансового контроля по результатам контроля;       отчет об итогах контроля - документ, составленный органами государственного финансового контроля о результатах проведенной работы по контролю за определенный период времени;       постановление - документ, принимаемый Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионной комиссией области, города республиканского значения, столицы, подтверждающий результаты контроля и содержащий решения, обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами, к которым он обращен;       заключение - документ Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионной комиссии области, города республиканского значения, столицы, составляемый на основании актов контроля и (или) аудиторских отчетов;       представление - обязательный для исполнения документ органов государственного финансового контроля, направляемый объектам контроля и другим заинтересованным лицам для устранения выявленных нарушений и недостатков в работе;       2) службой внутреннего контроля:       заключение по итогам внутреннего контроля - документ, составляемый по результатам проведенного контроля, подписываемый службой внутреннего контроля и объектом внутреннего контроля;       отчет о результатах внутреннего контроля - документ, составленный на основании заключения по итогам внутреннего контроля, содержащий рекомендации по улучшению внутренних процедур, правил, процессов в целях повышения эффективности работы, достижения прямых и конечных результатов деятельности объекта внутреннего контроля, представляемый руководителю государственного органа.       Служба внутреннего контроля составляет на основании отчета о результатах внутреннего контроля проект представления, являющегося проектом документа, принимаемого руководителем государственного органа по итогам внутреннего контроля, обязательного для устранения объектом внутреннего контроля выявленных нарушений и недостатков в работе, а также выполнения содержащихся в нем рекомендаций.       Сноска. Статья 140 в редакции Закона РК от 02.04.2010 № 263-IV(вводится в действие с 01.01.2010); с изменениями, внесенными Законом РК от 21.07.2011 № 465-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).