logo search
353011_541CB_shpargalki_po_ekonomicheskoy_teori

40. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты.

В современной экономике государственное микро регулирование осуществляется через систему следующих методов: 1- государственные финансовые «инъекции»хозяйствующим субъектам и государственные изъятия финансовых средств предприятия (дотации и налоги); 2- регулирование монопольной деятельности; 3- регулирование цен; 4- регулирование последствий внешних эффектов. В рамках бюджетной политики государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих. Дотации и субсидии являются трансфертными платежами правительства, т. е. предполагают одностороннее движение денег, не связанное с производством и оплатой товаров и услуг. Субсидирование осущ строго под определенные цели (обновление техники, технологии), дотация же представляет собой финансовую помощь для покрытия убытков. Налоги представляют собой сбор, законодательно установленный государством и взимаемый в целях удовлетворения общественных потребностей. Налоговая система строится наследующих принципах: во-первых, обязательность; во-вторых, сочетание прямого и косвенного налогообложения; в-третьих, стабильность и динамика налоговой ставки; в-четвертых, неотвратимость административной и финансовой ответственности за сокрытие доходов. Рассмотрим рыночное равновесие и его динамику в результате использования по товарных налогов. Непосредственными плательщиками такого рода налогов выступают обычно продавцы; процентная ставка устанавливается в проценте к цене или абсолютной сумме на единицу товара. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. Гос вмешательство осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие фонды. Прямым гос вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий-ценовые снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли. Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. По способу воздействия на регулируемый объект можно выделить прямые и косвенные регуляторы. Прямые регуляторы – это такие регуляторы, которые жестко регламентируют поведение всех хозяйствующих субъектов. Это законы, указы, приказы, постановления, распоряжения, решения судебных властей. Косвенные регуляторы допускают вариантность действий и проявляются, прежде всего, в мотивационном характере поведения регулируемого объекта. (материальная заинтересованность, моральное удовлетворение и др.) К ним относятся условия налогообложения, уровень цен, тарифов, таможенных пошлин, процентов за кредит, нормы амортизации, условия компенсации за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Иногда для обозначения этих регуляторов используют такие понятия как административные и экономические регуляторы, по существу отождествляя административные с прямыми, а косвенные – с экономическими регуляторами