logo
353011_541CB_shpargalki_po_ekonomicheskoy_teori

12. Понятие конкуренции и ее виды: совершенная и несовершенная конкуренция (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики. Соверш. конкуренция - это соперничество многочисленных произв-лей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты: 1) наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. 1) монополия, для которой характерны: 1- Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги); 2- Отсутствие близких продуктов; 3- Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано. 2) монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки: 1) Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор; 2) Продукты хар-ся реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи; 3) Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию; 4) Вступление в отрасль является относительно легким. 3) олигополия, для которой характерны: 1) наличие нескольких фирм; 2) тип продукта (стандартизированный или дифференцированный); контроль над ценой; 3) наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль; 4) неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.