Глава 16. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) - специальный налоговый режим, направленный на финансовую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также упрощение налогового администрирования.
Единый сельскохозяйственный налог регулируется гл.26 НК РФ и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, избравшие для себя специальный налоговый режим в виде системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Налоговый кодекс РФ запрещает переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством подакцизных товаров; организациям, имеющим филиалы и (или) представительства (ст. 346 НК РФ).
Особенность единого сельскохозяйственного налога заключается в добровольном порядке его применения организациями и индивидуальными предпринимателями. Предоставленное налогоплательщику право выбора между специальным налоговым режимом в виде системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и общим режимом налогообложения свидетельствует о стремлении законодателя к установлению в налоговом праве баланса частных и публичных интересов и отражает условно диспозитивный метод финансово-правового регулирования.
Принцип добровольности проявляется в переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, а также в возможности возврата к общему режиму налогообложения. Однако НК РФ запрещает налогоплательщикам, перешедшим на уплату единого сельскохозяйственного налога, вернуться к общему режиму налогообложения до окончания налогового периода (ст. 346 НК РФ).
Для организаций сущность правового режима единого сельскохозяйственного налога заключается в замене уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на имущество физических лиц и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога. При этом налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц не уплачиваются только в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.
Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога не заменяет уплату налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Объектом единого сельскохозяйственного налога признаются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов.
Налоговая база единого сельскохозяйственного налога представляет собой денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Единый сельскохозяйственный налог исчисляется на основании налоговой декларации, составляемой по итогам деятельности за календарный год, и уплачивается авансовыми платежами один раз в полугодие. Уплата налога и авансового платежа по нему производится по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Единый сельскохозяйственный налог отнесен НК РФ к числу федеральных налогов, однако он выполняет функции регулирующего доходного источника и бюджетов иных уровней, поскольку суммы, взимаемые с сельских товаропроизводителей, зачисляются на счета органов Федерального казначейства, затем распределяются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
- Раздел 1. Основы налогов и налогообложения
- Глава 1. Теоретические основы налогов и налогообложения
- 1.1. Налоги и сборы: понятие, сущность.
- 1.2. Функции налогов.
- 1.3. Виды налогов и способы их классификации.
- 1.4. Правовой механизм налога.
- 1.5. Элементы налога.
- 1.6. Методы взимания налогов.
- 1.7. Принципы построения российской налоговой системы.
- 1.8. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).
- Раздел 2. Система налогов и сборов Российской Федерации
- Глава 2. Налог на добавленную стоимость
- Глава 3. Акциз
- Глава 4. Налог на доходы физических лиц
- Взаимодействие налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов
- Ставки по налогу на доходы физических лиц
- Сроки уплаты налоговыми агентами налога в зависимости от формы выплаты дохода налогоплательщику
- Имущественные налоговые вычеты
- Профессиональные налоговые вычеты
- Нормативы затрат, установленные ст.221 нк рф
- Глава 5. Единый социальный налог
- Глава 6. Налог на прибыль организаций
- Глава 7. Государственная пошлина
- Глава 8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 9. Водный налог
- Глава 10. Налог на добычу полезных ископаемых
- Глава 11. Транспортный налог
- Глава 12. Налог на игорный бизнес
- Глава 13. Налог на имущество организаций
- Глава 14. Земельный налог
- Глава 15. Налог на имущество физических лиц
- Глава 16. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
- Глава 17. Упрощенная система налогообложения
- Глава 18. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- Интернет-ресурсы