9.2. Законодательная основа бюджетного федерализма в рф
В Российской Федерации формируется особая национальная система бюджетного федерализма. Общеэкономическими критериями российского федерализма являются: обеспечение единства и целостности государства; развитие и капитализация единого российского рынка; выравнивание финансовой обеспеченности регионов при стимулировании их заинтересованности в развитии собственной доходной базы; демократизация межбюджетных отношений.
Принципы бюджетного федерализма определены Конституцией Российской Федерации и бюджетно-налоговым законодательством: разграничение бюджетной системы на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; исключительные полномочия Российской Федерации в отношении федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, федеральных фондов регионального развития, совместное с субъектами Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; самостоятельность субъектов Федерации в регулировании бюджета и бюджетной системы субъекта Федерации; возможность взаимной передачи бюджетных полномочий органами исполнительной власти; наделение законодательных органов субъектов Федерации правом законодательной инициативы в области бюджетного устройства, бюджетного процесса и бюджетно-налоговой политики; предоставление субъектам Федерации через Совет Федерации, федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования денежной эмиссии; юридическое отделение местных бюджете (бюджетов органов местного самоуправления) от государственно-бюджетной и налоговой систем.
Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации определяются общим конституционным положением: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 Конституции Российской Федерации).
Из этого положения и из указанных выше бюджетных полномочий Российской Федерации следует, что субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно формировать и исполнять бюджеты субъектов Федерации, создавать свою бюджетную систему определять свой бюджетный процесс, иметь свое бюджетное и налоговое законодательство.
Особым звеном в конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой — устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, предопределяют единство бюджетной и налоговой систем. Конституция отнесла установление федеральным законом общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Отсюда возникла правовая основа для введения Налогового кодекса, единого для всей страны. Из Конституции также следует, что могут действовать три системы налогообложения: федеральная, региональная (субъектов Федерации) и местная (местные налоги и сборы), однако не предусматривается полное отделение бюджетов и налоговых систем разных уровней. Это противоречило бы конституционному положению, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности. Федерация и ее субъекты также совместно ведают экономической, налоговой базой в виде совместного разграничения государственной собственности, совместного ведения владением, пользованием и распоряжением землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Предусмотрены федеральные фонды регионального развития. Следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие трех указанных выше налоговых систем (налоговый федерализм)' Поэтому применительно к Российской Федерации целесообразно использовать и более широкое понятие: бюджетно-налоговый федерализм. Бюджетно-налоговый федерализм включает в сферу финансовых отношений налоги, налоговые потоки и соответственно налоговые полномочия Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
- Введение
- 1.2. Место и роль государственных финансов в экономике
- 1.3. Институциональный аспект государственных финансов
- Практические задания к теме: «Государственные финансы и их роль в рыночной экономике»
- 1. Экономические функции государства в смешанной экономике
- 2.2. Государственный сектор в экономике России
- Практические задания к теме: «Государственный сектор в смешанной экономике»
- 3.2 Характеристика звеньев финансовой системы
- Финансовая система
- Централизованные финансы
- Децентрализованные финансы
- 3.3. Финансовый механизм
- Практические задания к теме: «Финансовая система Российской Федерации»
- 4.2. Типы финансовой политики
- 4.3. Финансовая политика России в современных условиях
- Практические задания к теме: «Финансовая политика»
- Государственные и муниципальные финансы
- 5.2. Сущность и состав территориальных финансов
- 5.3. Муниципальные финансы
- Практические задания к теме: «Основы государственных и муниципальных финансов»
- 6.2. Функции бюджета
- 6.3. Бюджетное устройство
- 6.4. Бюджетная система Российской Федерации
- Консолидированный бюджет Российской Федерации
- Практические задания к теме: «Сущность государственного бюджета»
- 7.2. Расходы бюджетов
- 7.3. Сбалансированность бюджетов
- Практические задания к теме: «Состав и структура государственного бюджета»
- 8.2. Характеристика источников финансирования дефицита бюджета
- 8.3. Правовые аспекты государственного регулирования бюджетного дефицита в Российской Федерации
- Практические задания к теме: «Бюджетный дефицит»
- 9.2. Законодательная основа бюджетного федерализма в рф
- 9.3. Основные звенья и процессы системы бюджетного федерализма в Российской Федерации
- 9.4. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов
- Практические задания к теме: «Бюджетный федерализм»
- 10.2. Бюджетное планирование и бюджетный процесс в рф
- Практические задания к теме: «Бюджетное устройство, бюджетное планирование и бюджетный процесс»
- 11.2 Бюджетный механизм и характеристика его звеньев
- 11.3. Межбюджетные отношения
- Практические задания к теме: «Бюджетный процесс и бюджетный механизм»
- 12.2. Функции государственного кредита
- 12.3. Формы государственного кредита
- Практические задания к теме: «Государственный кредит»
- 13.2. Государство как кредитор
- 13.3. Государственный долг
- 13.4. Управление государственным долгом
- Практические задания к теме: «Государственный долг»
- 14.2. Социальные государственные внебюджетные фонды рф
- 14.2.1. Пенсионный фонд рф
- 14.2.2. Фонд социального страхования рф
- 14.2.3. Фонды обязательного медицинского страхования
- 14.3. Целевые бюджетные фонды
- 14.4. Целевые бюджетные фонды Республики Татарстан
- Практические задания к теме: «Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды»
- 15.2. Виды налогов и их основные элементы. Налоговая классификация
- 15.3. Налоговые системы, принципы их построения и функции
- Практические задания к теме: «Налогообложение и тенденции налоговой политики»
- 16.2. Сущность, сферы и формы социального обеспечения
- 16.3. Особенности социальной политики в России
- 16.4. Финансовое регулирование экономических процессов
- 16.5. Финансовый рынок
- Практические задания к теме: «Роль финансов в социально-экономических процессах»
- 17.2. Проблемы социального равенства и справедливости
- 17.3. Политика государства по регулированию доходов населения
- 17.4. Система социальной защиты населения, ее принципы
- 17.5. Доходы населения
- 17.6. Социальная политика государства
- Практические задания к теме: «Социальная политика государства»
- 18.2. Роль государства в управлении финансами
- 18.3. Субъекты и структура органов государственного управления финансами
- Практические задания к теме: «Управление государственными финансами»
- 19.2. Формы финансового контроля
- 19.3. Методы финансового контроля
- Практические задания к теме: «Финансовый контроль»
- 20.2. Негосударственный финансовый контроль
- Аудиторский контроль.
- 20.3. Аудиторский контроль
- Практические задания к теме: «Виды финансового контроля»
- 21.2. Пути совершенствования финансового контроля в России
- Практические задания к теме: «Организация финансового контроля в Российской Федерации»
- 1.Современные проблемы в исполнении федерального бюджета органами казначейства
- 2. Деятельность казначейства рт по исполнению федерального бюджета.
- 1.Современные проблемы в исполнении федерального бюджета органами казначейства
- 3.2. Деятельность казначейства рт по исполнению федерального бюджета.
- 22.2. Учет поступлений Федерального бюджета
- 22.3. Структура аналитического учета
- Практические задания к теме: «Организация исполнения федерального бюджета по доходам органами Федерального казначейства»
- Глоссарий