logo search
353011_541CB_shpargalki_po_ekonomicheskoy_teori

15. Спрос. Детерминанты спроса. Закон спроса и его графическая интерпретация.

Спрос - это форма выражения потребности в товарах и услугах, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами, или: это совокупность товаров и услуг, которые необходимы для удовлетворения наших потребностей и которые мы можем оплатить. Следовательно, спрос есть платежеспособная потребность людей, по этому спрос и называют платежеспособным спросом.Итак, спрос можно определить как выраженное в денежной форме желание и возможность потребителя приобрести данный товар, в данное время, в данном месте, по данной цене. Спрос зависит от разных факторов (детерминантов), важнейшими среди них являются следующие: цена данного товара; цены на товары - субституты (заменяемые); цены на комплементарные (дополняющие) товары; доход, выделяемый потребителем для покупки данного товара; вкусы и предпочтения потребителя; объективные, естественные условия потребителя; инфляционные ожидания; изменения моды и др. Функция спроса показывает зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин.

Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q) и наоборот. Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1 до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D). Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис. 7.1). То есть при той же цене P1, но с возросшими доходами, покупатели могут приобрести большее количество товара Q2 > Q1 (кривая D1) или меньшее – при снижении цены товара-заменителя Q1 < Q2 (кривая D2).