logo search
УМК-1

5.2. Эффективность антикризисного управления

  • Антикризисное управление, так же как и любое другое управление, может быть эффективным или малоэффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.

  • Факторы, определяющие эффективность антикризисного управления, на основе оценки работы антикризисной команды:

  • Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. В данном случае имеются в виду не только общий профессионализм управления, который, безусловно, необходим, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления. Такой профессионализм рождается в процессе специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.

  • В последние годы в России уделяется большое внимание специализированной подготовке антикризисных управляющих, которые способны выводить предприятие из кризиса с наименьшими потерями.

  • Искусство управления, данное природой. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирая таких личностей, которые способны управлять в экстремальных ситуациях.

  • Методология разработки рискованных решений. Данная методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность и т.п.

  • Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего, основанное на точном, научно обоснованном анализе, позволяет держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.

  • Корпоративность. Корпоративность – это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм.

  • Лидерство. Оно определяется не только личностью менеджера. Это сложившийся стиль работы, авторитет власти, характеристика всей системы и организации управления.

  • Оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.

  • Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок может быть различным.

  • Человеческий фактор. В определенной мере он отражает факторы корпоративность и лидерства, искусства управления. Но необходимо иметь в виду, что существует понятие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления.

  • Система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознания.