logo search
Корпоративные финансы 09 12 15

4.1. Сущность и виды инноваций в корпорациях

Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

Виды инноваций:

- Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

- Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

- Продуктовые.

- Организационные.

- Маркетинговые.

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Динамика инноваций неравномерна, в ней всегда просматривается цикличность, по инновационному потенциалу (уровню новизны). С этих позиций инновации делятся на:

- радикальные (базисные), не имеющие аналогов, реализуют крупнейшие изобретения и становится основой технической революции, формированием новых отраслей, новых направлений в развитии техники и технологии, например: в авиации, переход от винтовых самолетов – к реактивным; в электронике – переход от ламповых приемников к полупроводникам, развитие микроэлектроники и т.д.;

- крупные, формирующие новое поколение техники, технологии. Они реализуются в более короткие сроки и критерий новизны меньше, то есть имеются элементы уже применяемых инноваций. На практике это создание новых машин, продвинутых технологий и т.д.;

- средние инновации реализуют отдельные элементы базисных инноваций, расширяют сферу применения существующей технологии. На практике это модернизация техники, усовершенствование технологии, характеристик выпускаемой продукции;

- мелкие инновации, улучшают отрицательные производственные или потребительские параметры техники, технологии, товаров. На практике – это рационализация, модификация оборудования, технологий и т.д., что способствует повышению эффективности производства.

Взаимосвязь новизны, масштабности инноваций и эффективности характеризуется уровнем прибыли, получаемой от их реализации. Высокие технологии залог получения высоких прибылей, потому что позволяют установить на этапе роста монопольные цены.

По критерию технологических параметров объектов инновационных изменений выделяют продуктовые и процессные инновации. Продуктовые инновации включают:

- получение принципиально новых товаров и услуг (как потребительских, так и производственного назначения);

- использование новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих.

Процессные инновации предполагают применение новых технологий (как правило, более производительных), новых методов организации хозяйственной деятельности, разного рода управленческих нововведений.

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором - объектом инновации служит не конкретно новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.

По критерию научно-технической значимости инновации делят на базисные и улучшающие. Базисные инновации представляют собой результаты крупных научно-технических разработок. Именно они лежат в основе принципиально новых продуктов и технологий нового поколения, не имеющих аналогов. Базисные инновации знаменуют прорыв на потребительском рынке и рынке инвестиционных товаров.

Сегодня среди них - нанотехнологии, создание новых материалов; вчера - сотовая связь, Интернет, выход в космос.

Улучшающие инновации представляют собой результаты средних и мелких научных разработок, которые лежат в основе значительных изменений (модернизации) уже существующих продуктов, технологий, методов организации хозяйственной деятельности. Примерами улучшающих инноваций являются аппараты телефонной связи, оснащенные дополнительными функциями (фото-, видеокамера), или автомобили с бортовыми компьютерами.

От улучшающих инноваций следует отличать так называемые псевдоинновации, или незначительные изменения характеристик товара (цвет, отделка и т.п.), не затрагивающие его конструктивных особенностей и не добавляющие принципиально новых потребительских свойств.

По критерию причины возникновения выделяют реактивные и стратегические инновации. Реактивные инновации представляют собой ответную реакцию на нововведение, примененное конкурентом. Цель реактивных инноваций заключается в сокращении экономического отставания от лидера отрасли, недопущении снижения конкурентоспособности собственной продукции и сохранении позиций в конкурентной борьбе.

Стратегические инновации носят упреждающий характер. Они являются результатом научно-технического прорыва и нацелены на длительное единоличное лидерство в отрасли.

По критерию частоты применения различают разовые и диффузные инновации. Разовые инновации не имеют распространения вне рамок предприятия или компании-новатора. На ранних стадиях коммерческого освоения практически все инновации разовые. Диффузные инновации возникают в ходе применения нововведения компаниями-имитаторами. Инновации данного вида характеризуют процесс распространения нововведения во времени и пространстве.

По критерию места инновации в микроэкономической системе в технологическом процессе на предприятии выделяют инновации на входе, на выходе и внутренние инновации. Инновации на входе затрагивают ресурсное обеспечение профильной деятельности предприятия. Инновации на выходе затрагивают характеристики выпускаемой продукции. Внутренние инновации модернизируют технологические и управленческие процессы в рамках предприятия.

Многообразие классификационных признаков инноваций свидетельствует о том, что формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности также должны отличаться многообразием.

Классификация инноваций позволяет предприятию определить наиболее эффективную инновационную стратегию и механизм управления инновационной деятельностью.