logo search
ФМ / Фин

2.5.5 Практика внедренияBsc

Проект по внедрению Системы сбалансированных показателей (ССП) в ОАО "Северсталь" был начат с середины 2002 года Дирекцией по стратегическому планированию. ССП охватывает практически все подразделения компании, представители которых также принимают участие в его реализации. ССП - принципиально новая для ОАО "Северсталь" управленческая система, которая решает задачи:

- коммуникация стратегии в компании. ССП - ключевой элемент системы стратегического управления ОАО "Северсталь", который позволяет перевести стратегические цели в конкретные показатели на различных уровнях управления;

- создание интегрированного инструмента выявления и анализа причин возникновения проблемных ситуаций во всех сферах деятельности компании, который своевременно предоставляет руководству необходимую для принятия управленческих решений информацию;

-перенос внимания руководства только с производственно-финансовых показателей - которые являются постфактум результатами деятельности, на причины получения таких результатов: квалификацию и мотивацию персонала, эффективность бизнес-процессов в компании, качество выстраивания отношений с потребителями продукции и т.д.

К концу 2003 года проект был полностью сконфигурирован: ССП ОАО "Северсталь" имеет трехуровневую структуру (уровень компании, уровень дирекций, уровень цехов, управлений и функциональных групп), общее количество карт свыше 50, показателей - более шестисот (см. схему). Показатели на различных уровнях связаны между собой через механизмы декомпозиции и причинно-следственных связей [31, с. 15].

Для обеспечения эффективного функционирования ССП разработаны процессы:

1.   Целеполагания, в котором осуществляется связывание стратегических целей с показателями верхнего уровня системы, которые переходят (декомпозируются) в цели дирекций, цехов и управлений, образуя единое "целевое пространство" компании. Здесь же определяются границы областей (получивших в проекте название "Зоны цветовой индикации"), при попадании в которые значение показателя получает в соответствие один из трех цветов:

Красный - проблемная область

Желтый - переходное состояние

Зеленый - проблем нет.

2.   Контроллинга по ССП, позволяющего выполнять функции организации поступления данных в систему, их верификации, анализа полученных значений по показателям и т.п., то есть, по сути, обеспечивать работу данной системы.

3.   Мотивации, который, используя инструмент целевых соглашений с руководителями подразделений, направлен на создание эффективных стимулов на достижение поставленных по ССП целей.

Одновременно с разработкой конфигурации ССП совместно со специалистами УИТ велась активная работа по ее автоматизации. Предполагается, что в июле 2004 года Автоматизированная информационная система "ССП" будет сдана в эксплуатацию.

С начала 2004 года ОАО "Северсталь" перешла к полномасштабной работе по ССП. На различных уровнях управления от Совета директоров компании до руководства цехов и управлений на периодической основе производится анализ результатов по ССП за отчетный период. Со второй половины 2004 года данная работа началась полностью в автоматизированном режиме [10, с.2].

Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите основные принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности.

  2. Кратко опишите процедуру анализа финансово-хозяйственной деятельности.

  3. Опишите систему показателей оценки имущественного и финансового положения компании.

  4. Назовите способы использования аналитических показателей.

  5. Что такое «система сбалансированных показателей» и для чего она необходима на предприятии?