logo
ФМ / Фин

Этапы интегрированного годового планово-бюджетного процесса в рамках вертикально-интегрированной цепочки компании

Начальной стадиейгодового планово-бюджетного процесса является формирование «основных направлений финансово-экономической политики», которые содержат основные цели и принципы деятельности компании на предстоящий финансовый год. Общая схема основных этапов годового планово-бюджетного процесса компании представлена на рис. 3.1.

Основные направления финансово-экономической политикивключают:

Данный документ разрабатывается на базе оценки-прогноза сценарных условий деятельности компании на предстоящий финансовый год, в том числе:

- рыночной конъюнктуры (в части предложения, спроса и ценовых условий) на внешнем и внутреннем рынках;

- влияния динамики основных макроэкономических показателей на деятельность компании (уровень инфляции, курс рубля к доллару США, евро, % по кредитам и т.д.);

- зависимости объемов добычи, экспорта, переработки нефти и экспорта нефтепродуктов от финансовых возможностей компании.

Рис. 3.1 Основные этапы годового планово-бюджетного процесса компании

Этот документ разрабатывается в процессе обсуждений между главными центрами принятия решений компании и доводится до руководства всех структурных подразделений и дочерних обществ в качестве базы для разработки их планово-бюджетных предложений.

Второй этаппланово-бюджетного процесса включает представление дочерними обществами планово-бюджетных предложений с формированием на их основе предварительных производственно-экономических планов, оценкой производственно-сбытовых и инвестиционных возможностей компании, потребностей в привлеченных финансовых средствах на предстоящий год.

Планово-бюджетные предложения дочерних обществ содержат следующую информацию:

На основе полученной информации формируются принципиальные варианты предварительных консолидированных планов добычи и размещения нефти, производства и поставок нефтепродуктов, альтернативных друг другу относительно принципов распределения товарных ресурсов между продажей нефти и нефтепереработкой, экспортом и внутренним рынком. Эффективность предварительных проектов оценивается и сравнивается после разработки соответствующих вариантов плана прибылей и убытков головной компании.

После принятия принципиального решения относительно политики размещения нефти и поставок нефтепродуктов осуществляется формирование проектов консолидированной инвестиционной программы, программы привлечения заемных средств, налогового плана, а также первый вариант консолидированного бюджета компании, включая входящие в него бюджеты движения денежных средств, инвестиций, налогов, кредитов. Исходя из необходимости балансирования его доходных и расходных статей, определяются потребности в привлечении дополнительных объемов внешнего финансирования.

На третьем этапепланово-бюджетного процесса вырабатывается политика компании относительно распределения функций финансирования между бюджетом головной компании и бюджетами дочерних обществ. За счет средств головной компании чаще всего финансируются расходы по новым инвестиционным проектам и уплате федеральных налогов. Головная компания также может осуществлять централизованное финансирование расходов по экспорту и транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также погашение налоговой задолженности. За счет бюджетов дочерних обществ обычно финансируются расходы по их текущей деятельности и инвестиции в действующее производство.

Заключительная стадия третьего этапа планово-бюджетного процесса состоит в доведении до дочерних обществ показателей, представляющих основные исходные предпосылки для формирования их планов и бюджетов. С помощью контрольных планово-бюджетных показателей для дочерних обществ задаются:

На четвертом этапедочерние общества, исходя из заданных для них контрольных показателей, формируют проекты своих планов и бюджетов, которые вместе со всей необходимой детализирующей информацией представляются головной компании для завершения процесса планирования деятельности на предстоящий год.

Предусматриваются следующие временные рамки для основных этапов годового планово-бюджетного процесса: