Этапы интегрированного годового планово-бюджетного процесса в рамках вертикально-интегрированной цепочки компании
Начальной стадиейгодового планово-бюджетного процесса является формирование «основных направлений финансово-экономической политики», которые содержат основные цели и принципы деятельности компании на предстоящий финансовый год. Общая схема основных этапов годового планово-бюджетного процесса компании представлена на рис. 3.1.
Основные направления финансово-экономической политикивключают:
определение приоритетов финансово-экономической политики, мер реагирования на изменения инвестиционного и финансового климата, рыночной конъюнктуры, условий валютного регулирования;
определение масштабов и мер по погашению кредиторской и дебиторской задолженностей;
главные направления политики в области снижения издержек;
основные положения маркетинговой политики;
оценки возможностей привлечения заемных средств с определением условий формирования инвестиционной программы;
перечень заданий по достижению запланированных финансово-экономических результатов.
Данный документ разрабатывается на базе оценки-прогноза сценарных условий деятельности компании на предстоящий финансовый год, в том числе:
- рыночной конъюнктуры (в части предложения, спроса и ценовых условий) на внешнем и внутреннем рынках;
- влияния динамики основных макроэкономических показателей на деятельность компании (уровень инфляции, курс рубля к доллару США, евро, % по кредитам и т.д.);
- зависимости объемов добычи, экспорта, переработки нефти и экспорта нефтепродуктов от финансовых возможностей компании.
Рис. 3.1 Основные этапы годового планово-бюджетного процесса компании
Этот документ разрабатывается в процессе обсуждений между главными центрами принятия решений компании и доводится до руководства всех структурных подразделений и дочерних обществ в качестве базы для разработки их планово-бюджетных предложений.
Второй этаппланово-бюджетного процесса включает представление дочерними обществами планово-бюджетных предложений с формированием на их основе предварительных производственно-экономических планов, оценкой производственно-сбытовых и инвестиционных возможностей компании, потребностей в привлеченных финансовых средствах на предстоящий год.
Планово-бюджетные предложения дочерних обществ содержат следующую информацию:
проекты плановых показателей добычи и продаж нефти, производства и продаж нефтепродуктов;
планы инвестиций, привлечения заемных средств, налогов;
сметы функционально-эксплуатационных потребностей и планировки цен поставок (трансфертных);
планы поступлений по реализации конечной продукции и планировки цен продаж (рыночных).
На основе полученной информации формируются принципиальные варианты предварительных консолидированных планов добычи и размещения нефти, производства и поставок нефтепродуктов, альтернативных друг другу относительно принципов распределения товарных ресурсов между продажей нефти и нефтепереработкой, экспортом и внутренним рынком. Эффективность предварительных проектов оценивается и сравнивается после разработки соответствующих вариантов плана прибылей и убытков головной компании.
После принятия принципиального решения относительно политики размещения нефти и поставок нефтепродуктов осуществляется формирование проектов консолидированной инвестиционной программы, программы привлечения заемных средств, налогового плана, а также первый вариант консолидированного бюджета компании, включая входящие в него бюджеты движения денежных средств, инвестиций, налогов, кредитов. Исходя из необходимости балансирования его доходных и расходных статей, определяются потребности в привлечении дополнительных объемов внешнего финансирования.
На третьем этапепланово-бюджетного процесса вырабатывается политика компании относительно распределения функций финансирования между бюджетом головной компании и бюджетами дочерних обществ. За счет средств головной компании чаще всего финансируются расходы по новым инвестиционным проектам и уплате федеральных налогов. Головная компания также может осуществлять централизованное финансирование расходов по экспорту и транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также погашение налоговой задолженности. За счет бюджетов дочерних обществ обычно финансируются расходы по их текущей деятельности и инвестиции в действующее производство.
Заключительная стадия третьего этапа планово-бюджетного процесса состоит в доведении до дочерних обществ показателей, представляющих основные исходные предпосылки для формирования их планов и бюджетов. С помощью контрольных планово-бюджетных показателей для дочерних обществ задаются:
объемные показатели добычи и сдачи нефти, производства и поставок нефтепродуктов, продаж нефти и нефтепродуктов;
объемные показатели по инвестиционной программе и программе привлечения заемных средств;
ценовые корректировки по внутренним поставкам и условия расчетов относительно сроков и структуры платежа;
ограничения по уровню расходов на финансирование функционально-эксплуатационных потребностей;
задания по уровню поступлений от продаж конечной продукции, определение ограничений по срокам и структуре платежей;
объемы централизованного финансирования из бюджета головной компании с их разбивкой по структуре и направлениям использования;
показатели плана движения задолженности и некоторых коэффициентов прогнозного баланса;
уточненные сценарные условия относительно макроэкономических показателей деятельности компании в предстоящем году.
На четвертом этапедочерние общества, исходя из заданных для них контрольных показателей, формируют проекты своих планов и бюджетов, которые вместе со всей необходимой детализирующей информацией представляются головной компании для завершения процесса планирования деятельности на предстоящий год.
Предусматриваются следующие временные рамки для основных этапов годового планово-бюджетного процесса:
первый этап (формулирование целей и задач) проводится в июле-августе текущего года;
второй этап (предварительное балансирование) осуществляется в сентябре;
третий этап (определение межбюджетных отношений) охватывает октябрь;
четвертый этап (окончательная доработка и уточнение) завершается не позднее 1 декабря;
утверждение проектов документов проводится в первой декаде декабря, после чего планы и бюджеты принимаются к исполнению.
- Содержание
- Финансовый менеджмент: логика дисциплины, структура, содержание, понятийный аппарат
- Сущность финансового менеджмента в современных экономических условиях
- Задачи и функции финансового менеджера
- Основные прогнозно-аналитические методы и приемы, используемые в финансовом менеджменте
- Основные модели, используемые в финансовом анализе и прогнозировании
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия в финансовом менеджменте
- Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности
- Процедуры анализа финансово-хозяйственной деятельности
- Система показателей оценки имущественного и финансового положения компании
- I. Liquidity Ratios - Коэффициенты ликвидности
- II. Gearing ratios - Показатели структуры капитала (коэффициенты финансовой устойчивости)
- III. Profitability ratios - Коэффициенты рентабельности
- IV. Activity ratios - Коэффициенты деловой активности
- V. Investment ratios - Инвестиционные критерии.
- Способы использования аналитических показателей
- 2.5 Система сбалансированных показателей
- 2.5.1 История bsc
- 2.5.2 Основные идеи bsc.
- 2.5.3 Построение bsc
- 2.5.4 Факторы успешного внедрения Balanced Scorecard, основные вопросы
- 2.5.5 Практика внедренияBsc
- 3. Финансовое планирование и методы прогнозирования
- 3.1 Цели, задачи, функции финансового планирования на предприятии
- 3.2 Система финансовых целей компании
- 3.3 Методы прогнозирования основных финансовых показателей
- 3.4 Бюджетирование деятельности предприятия
- 3.4.1 Теоретические аспекты бюджетирования деятельности предприятия
- 3.4.2 Особенности бюджетирования деятельности предприятий нефтегазовой отрасли
- Этапы интегрированного годового планово-бюджетного процесса в рамках вертикально-интегрированной цепочки компании
- 3.4.4 Основные бюджетные документы предприятий нефтегазовой отрасли
- 4. Анализ и управление внеоборотными активами предприятия
- 4.1 Экономическое содержание и источники финансирования внеоборотных активов
- 4.2 Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе
- 4.3 Расчет и оценка показателей движения основных средств
- 4.4 Расчет и оценка показателей использования основного капитала
- 4.5 Пути повышения эффективности использования основных фондов
- 5. Анализ и управление оборотными средствами компании
- 5.1 Политика предприятия в области оборотного капитала
- 5.2 Виды стратегии финансирования текущих активов
- 5.3 Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 5.4 Управление дебиторской задолженностью
- 5.5 Управление товарно-материальными запасами
- Анализ стоимости и структуры капитала
- 6.1 Стоимость капитала: понятие и сущность
- Стоимость основных источников капитала
- Средневзвешенная стоимость капитала
- Основные теории структуры капитала
- Риски и леверидж в финансовом менеджменте
- 7.1Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- Операционный леверидж компании
- Финансовый леверидж компании
- Риски в финансовом менеджменте
- 8. Дивидендная политика компании
- Дивидендная политика и возможность ее выбора
- 8.2 Факторы, определяющие дивидендную политику компании
- 8.3 Виды дивидендных выплат и их источники
- 8.4 Тенденции дивидендной политики российских компаний нефтегазовой отрасли
- Рейтинг наиболее ликвидных акций по дивидендной доходности в 2005 г.
- 9. Инвестиционная политика компании
- 9.1 Инвестиционные ресурсы компании и политика управления ими
- 9.2 Формирование собственных инвестиционных ресурсов предприятия
- 9.3 Формирование заемных инвестиционных ресурсов предприятия
- Новые инструменты финансирования
- Ipo– первоначальное публичное предложение ценных бумаг
- 9.5.1 Сущность понятия первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.2 Критерии и методы оценки эффективности проведения первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.3 Оценка стоимости проведения первичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.4 Факторы, влияющие на эффективность проведения первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.5 Процедура проведения публичного размещения ценных бумаг
- Ipo российских компаний за период 2005–2006 гг.
- 9.5.6 Проблемы и перспективы развития первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo) в России
- 9.5.7 Анализ первичного публичного размещения акций (ipo) в нефтегазовой отрасли Российской Федерации
- 10. Оценка ценных бумаг компании
- 10.1 Акции
- 10.2. Облигации
- 10.3 Гибридное финансирование
- Список литературы