3.1 Цели, задачи, функции финансового планирования на предприятии
Планирование представляет собой систематическую разработку плана действий на будущее, чтобы сегодня можно было принять такие решения, которые принесли бы предприятию желаемые результаты. План – это проект желаемого будущего и путей его эффективного достижения.
Различные виды деятельности компании должны координироваться путем подготовки программы действий на будущие периоды. Эти подробные программы обычно называют бюджетами.Если руководство не способно сделать это, то возникает опасность, что каждый менеджер примет свое решение и будет считать, что оно лучше всего отвечает интересам предприятия, хотя фактически, взятые вместе, они не будут удовлетворять этим интересам. Например, отдел маркетинга может проводить программу продвижения такого количества товара на рынок, с которым производственный отдел справиться не может.
Различают следующие виды финансового планирования на предприятии:
- перспективное (стратегическое, корпоративное) планирование,
- краткосрочное (текущее) планирование или составление бюджетов.
Перспективное планированиеопределяется как систематичный и формализованный процесс, цель которого - управлять будущими операциями, чтобы достичь желаемой цели, в период свыше одного года.Краткосрочное планированиеотражает текущие условия и натуральные человеческие и финансовые ресурсы, которыми компания располагает на данный период.
В современной экономической литературе встречается несколько трактовок понятия «бюджет предприятия». Наиболее полная из них, на наш взгляд, гласит, что бюджет предприятияпредставляет собой количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период по использованию капитальных, товарно-материальных, финансовых ресурсов, привлечению источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности; доходам и расходам, движению денежных средств, инвестициям (капитальным и финансовым вложениям) [40].
То есть, – бюджет – это лишь «верхушка айсберга» под названием «план предприятия», формализованное выражение затрат и эффекта по совокупности утверждаемых плановых (управленческих) решений для компании в целом и в разрезе отдельных подразделений и сегментов деятельности [45].
Еще одна трактовка понятия бюджетирования говорит о том, что бюджетирование - не столько инструмент, сколько управленческая технология, показатель качества управления в компании, соответствия уровня ее менеджмента и принимаемых управленческих решений современным требованиям. Бюджетирование– не синоним и не частный случай планирования. Задача этого управленческого инструмента – повышать эффективность работы компании. Такую способность бюджетированию обеспечивает то, что неотъемлемой его частью кроме планирования (постановка целей) является также учет (фиксирование достижений) и контроль (анализ отклонений).
Целисоставления бюджетовзаключаются в следующем:
- помощь планированию ежегодных операций,
- координация деятельности различных подразделений предприятия и обеспечение гармоничности их функционирования,
- доведение планов до руководителей различных центров ответственности,
- мотивация деятельности руководства по достижению целей организации,
- управление производством,
- оценка эффективности работы руководителей.
Рассмотрим каждую из этих шести целей.
Планирование.Принятие основных решений по планированию - часть процесса перспективного планирования. Однако процесс составления годового бюджета ведет к конкретизации этих планов, так как руководители должны составлять подробные планы для проведения в жизнь перспективных планов. Если годовой бюджет отсутствует, проблемы повседневной деятельности могут склонить руководителя отказаться от планирования будущих операций. Составление же бюджета гарантирует, что руководители будут планировать будущие операции, принимая во внимание возможные изменения условий деятельности в следующем году, и определять меры, которые необходимо принять сейчас, чтобы отреагировать на предстоящие изменения условий. Этот процесс заставляет руководителей предвидеть проблемы до того, как они возникнут, и вероятность поспешных решений, принимаемых экспромтом, которые определяются сиюминутной целесообразностью, будет сведена к минимуму.
Координация.При помощи бюджета действия различных подразделений организации могут быть согласованы и сведены воедино. При отсутствии общего руководства каждый менеджер может принимать свое решение, полагая, что оно в лучшей мере послужит интересам организации. Повторяем пример, приведенный ранее: отдел маркетинга может дать ход программе продвижения товара на рынок, предназначенной для повышения спроса до такого уровня, с которым производство справиться не может.
В некоторых случаях интересы одного менеджера могут противоречить интересам других руководителей, например, начальник отдела закупок может разместить крупные заказы, с тем, чтобы получить большую скидку, начальник производственного отдела хочет избежать больших уровней запасов, а бухгалтер будет заинтересован в наличных средствах для предприятия. Целью составления бюджетов является урегулирование этих противоречий в пользу компании в целом, а не какого-то ее подразделения. Таким образом, составление бюджета вынуждает руководителей изучать взаимоотношения своего подразделения с другими и в процессе изучения предусматривать и разрешать конфликты.
Маловероятно, что первый же проект бюджета обеспечит полное соответствие всех направлений деятельности организации друг другу. Например, можно спланировать закупку сырья в таком количестве или в такие периоды, которые не обеспечат равномерное производство продукции. Подобные несоответствия должны корректироваться до принятия окончательного варианта бюджета. Качественно составленный бюджет поможет координировать различные виды деятельности организации и обеспечит согласованность действий всех ее подразделений.
Информация. Организация будет функционировать эффективно только при четкой передаче информации. Это необходимо для того, чтобы все подразделения предприятия имели полную информацию о планах, политике и организациях, которым будет подчиняться предприятие. Каждый работник предприятия должен четко понимать свою роль в исполнении годового бюджета. Этот процесс обеспечивает ответственность определенных лиц за исполнение бюджета. При помощи бюджета высшее руководство информирует о своих намерениях руководителей более низких уровней, с тем, чтобы все сотрудники имели возможность понять эти намерения и могли координировать свою деятельность для их осуществления. Информация передается не только через сам бюджет, много жизненно важных данных выдается в процессе его подготовки.
Мотивация.Бюджет может быть полезным средством воздействия на работу руководителей, и побуждать их действовать в направлении достижения целей организации (предприятия). Бюджет представляет собой норму, в достижении которой при определенных обстоятельствах руководители могут быть заинтересованы. Однако бюджеты могут стать и причиной неэффективности работы и конфликтов между руководителями. Если сотрудники компании принимали активное участие в разработке бюджета и бюджет используется как средство помощи руководителям в управлении их подразделениями, то он может оказаться мощным стимулятором соревнования. Однако если бюджет диктуется сверху – то он скорее представляет собой угрозу, нежели базу для соревнования и приказ о его исполнении может вызывать сопротивление работников и принести больше вреда, чем пользы.
Управление.Бюджет помогает руководителям в управлении деятельностью и ее контроле в том подразделении организации (предприятия), за которое они отвечают. Сравнивая фактические результаты со сметными показателями различных категорий расходов, руководители могут установить, какие расходы не соответствуют первоначальному плану, и поэтому требуют их внимания. Данный процесс позволяет руководителям применять систему управления по отклонениям, когда внимание руководителя и его усилия концентрируются на показателях, которые имеют значительное отклонение от плановых. Изучая причины отклонений, руководители должны уметь распознавать такие недостатки, как закупка материалов низкого качества. По мере определения причин неэффективности должны предприниматься соответствующие контрольные действия для исправления ситуации.
Оценка эффективности.Работа руководителя часто оценивается его успехами в исполнении бюджета. Некоторые компании устанавливают своим сотрудникам вознаграждение в зависимости от их способностей достигать целей, намеченных в жестком бюджете, или ставят их продвижение по службе в некоторой степени в зависимость от исполнения бюджета. Кроме того, руководитель может захотеть сам оценить свои способности. Бюджет, таким образом, представляет собой полезное средство информирования руководителей о том, насколько хорошо они исполняют свои обязанности по реализации задач, которые они раньше помогали ставить.
- Содержание
- Финансовый менеджмент: логика дисциплины, структура, содержание, понятийный аппарат
- Сущность финансового менеджмента в современных экономических условиях
- Задачи и функции финансового менеджера
- Основные прогнозно-аналитические методы и приемы, используемые в финансовом менеджменте
- Основные модели, используемые в финансовом анализе и прогнозировании
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия в финансовом менеджменте
- Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности
- Процедуры анализа финансово-хозяйственной деятельности
- Система показателей оценки имущественного и финансового положения компании
- I. Liquidity Ratios - Коэффициенты ликвидности
- II. Gearing ratios - Показатели структуры капитала (коэффициенты финансовой устойчивости)
- III. Profitability ratios - Коэффициенты рентабельности
- IV. Activity ratios - Коэффициенты деловой активности
- V. Investment ratios - Инвестиционные критерии.
- Способы использования аналитических показателей
- 2.5 Система сбалансированных показателей
- 2.5.1 История bsc
- 2.5.2 Основные идеи bsc.
- 2.5.3 Построение bsc
- 2.5.4 Факторы успешного внедрения Balanced Scorecard, основные вопросы
- 2.5.5 Практика внедренияBsc
- 3. Финансовое планирование и методы прогнозирования
- 3.1 Цели, задачи, функции финансового планирования на предприятии
- 3.2 Система финансовых целей компании
- 3.3 Методы прогнозирования основных финансовых показателей
- 3.4 Бюджетирование деятельности предприятия
- 3.4.1 Теоретические аспекты бюджетирования деятельности предприятия
- 3.4.2 Особенности бюджетирования деятельности предприятий нефтегазовой отрасли
- Этапы интегрированного годового планово-бюджетного процесса в рамках вертикально-интегрированной цепочки компании
- 3.4.4 Основные бюджетные документы предприятий нефтегазовой отрасли
- 4. Анализ и управление внеоборотными активами предприятия
- 4.1 Экономическое содержание и источники финансирования внеоборотных активов
- 4.2 Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе
- 4.3 Расчет и оценка показателей движения основных средств
- 4.4 Расчет и оценка показателей использования основного капитала
- 4.5 Пути повышения эффективности использования основных фондов
- 5. Анализ и управление оборотными средствами компании
- 5.1 Политика предприятия в области оборотного капитала
- 5.2 Виды стратегии финансирования текущих активов
- 5.3 Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 5.4 Управление дебиторской задолженностью
- 5.5 Управление товарно-материальными запасами
- Анализ стоимости и структуры капитала
- 6.1 Стоимость капитала: понятие и сущность
- Стоимость основных источников капитала
- Средневзвешенная стоимость капитала
- Основные теории структуры капитала
- Риски и леверидж в финансовом менеджменте
- 7.1Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- Операционный леверидж компании
- Финансовый леверидж компании
- Риски в финансовом менеджменте
- 8. Дивидендная политика компании
- Дивидендная политика и возможность ее выбора
- 8.2 Факторы, определяющие дивидендную политику компании
- 8.3 Виды дивидендных выплат и их источники
- 8.4 Тенденции дивидендной политики российских компаний нефтегазовой отрасли
- Рейтинг наиболее ликвидных акций по дивидендной доходности в 2005 г.
- 9. Инвестиционная политика компании
- 9.1 Инвестиционные ресурсы компании и политика управления ими
- 9.2 Формирование собственных инвестиционных ресурсов предприятия
- 9.3 Формирование заемных инвестиционных ресурсов предприятия
- Новые инструменты финансирования
- Ipo– первоначальное публичное предложение ценных бумаг
- 9.5.1 Сущность понятия первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.2 Критерии и методы оценки эффективности проведения первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.3 Оценка стоимости проведения первичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.4 Факторы, влияющие на эффективность проведения первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.5 Процедура проведения публичного размещения ценных бумаг
- Ipo российских компаний за период 2005–2006 гг.
- 9.5.6 Проблемы и перспективы развития первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo) в России
- 9.5.7 Анализ первичного публичного размещения акций (ipo) в нефтегазовой отрасли Российской Федерации
- 10. Оценка ценных бумаг компании
- 10.1 Акции
- 10.2. Облигации
- 10.3 Гибридное финансирование
- Список литературы