9.5.6 Проблемы и перспективы развития первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo) в России
В силу ряда причин в нашей стране IPO, как способ привлечения инвестиций получил распространения только в последнее время. Сегодня в России сложились условия, когда инвесторы готовы вкладывать свои деньги в бумаги российских эмитентов, а у эмитентов появилась потребность в инвестициях.
Но все же в настоящее время существует ряд проблем, которые пока еще мешают развитию IPOв России. Отметим самые основные из них.
1. Главное - неразвитость корпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг, проблемы защиты прав собственности. Ведь IPO в российском законодательстве пока фактически не предусмотрено.
2. Неразвитость российского фондового рынка и слабость его инфраструктуры, которая пока все еще весьма затратная и недостаточно эффективна.
3. Российский рынок отличается низким free-float (объем бумаг, находящихся в свободном обращении). Согласно последним исследованиям, для восьми крупнейших корпораций России этот показатель в среднем не превышает 12%, а в целом по рынку находится в пределах 25-30%. Для сравнения: в странах с развитым рынком этот показатель достигает 80-90%.
4. Чрезмерная концентрация оборота российского рынка ценных бумаг. Сегодня порядка 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 крупнейших эмитентов. В странах с развитым фондовым рынком значение этого показателя не превышает 20-30%.
5. Слабое развитие российских институциональных инвесторов: пенсионных, паевых и страховых фондов. Кроме этого, существует нормативный запрет на инвестирование пенсионных средств и средств паевых инвестиционных фондов в IPO.
В силу перечисленных проблем многие российские компании-эмитенты стремятся проводить первичные размещения акций на западных площадках. Прежде чем российские эмитенты придут на внутренний рынок, предстоит создать им благоприятные условия для размещения на отечественном рынке ценных бумаг. По мере того как условия работы на российском рынке будут приближены к западным стандартам, на него будет приходить все больше иностранных инвесторов — они почувствуют, что биржевая игра в России «стоит свеч».
Несмотря на все проблемы, препятствующие развитию IPO в России, спрос со стороны эмитентов активно формируется. Возросшая активность российских компаний в проведении IPO позволяет говорить о трех группах потенциальных эмитентов, которые могут выйти на этот рынок в ближайшие время:
1) крупные российские компании, в основном сырьевого сектора, уже имеющие солидную кредитную историю. Большинство из них уже торгуются на российском фондовом рынке и могут пройти IPO лишь на внешних рынках в форме ADR. Однако проведению IPO компаний этой группы препятствует сформировавшийся круг собственников и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов (обусловленная высокими кредитными рейтингами);
2) компании, ориентированные на внутреннего потребителя, довольно динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок ценных бумаг для них дорог, а внутренний рынок не может полностью удовлетворить их потребности в “длинных” деньгах. Представители именно этой группы компаний представляются наиболее вероятными кандидатами на проведение российских IPO;
3) небольшие инновационные компании, большинство из которых ставят своей главной целью продвижение к IPO. Таких компаний в России пока мало, и лишь в перспективе при поддержке венчурного бизнеса они могут стать основными участниками IPO на фондовом рынке России.
В 2007 году крупнейшие отечественные банки активно готовятся к проведению IPO. Не исключено, что предстоящие IPOроссийских банков станут золотой жилой для инвесторов. Им нужны новые имена в структуре их портфелей, так как время покупки акций только нефтегазовых компаний уходит в прошлое. Но существует ряд потенциальных угроз:
активизация в России акул мирового банковского бизнеса, обладающих солидным бюджетом, технологиями, - одна из главных опасностей для отечественных банков;
падение ставок по размещению средств вследствие появления у заемщика дополнительных возможностей привлечения средств и усиления конкуренции на банковском рынке.
Также многие ведущие российские компании объявили о своих планах провести публичное первичное размещение акций в 2007–2008 гг. Это Лента, Ситроникс, Фармстандарт, ОГК-3, Мосэнерго (ТГК-3), Нидан Соки, ГАЗ, Кузбассразрезуголь, Нутритек, Еврохим, ТГК-9, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), Итера, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и др. [31, с.69].
- Содержание
- Финансовый менеджмент: логика дисциплины, структура, содержание, понятийный аппарат
- Сущность финансового менеджмента в современных экономических условиях
- Задачи и функции финансового менеджера
- Основные прогнозно-аналитические методы и приемы, используемые в финансовом менеджменте
- Основные модели, используемые в финансовом анализе и прогнозировании
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия в финансовом менеджменте
- Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности
- Процедуры анализа финансово-хозяйственной деятельности
- Система показателей оценки имущественного и финансового положения компании
- I. Liquidity Ratios - Коэффициенты ликвидности
- II. Gearing ratios - Показатели структуры капитала (коэффициенты финансовой устойчивости)
- III. Profitability ratios - Коэффициенты рентабельности
- IV. Activity ratios - Коэффициенты деловой активности
- V. Investment ratios - Инвестиционные критерии.
- Способы использования аналитических показателей
- 2.5 Система сбалансированных показателей
- 2.5.1 История bsc
- 2.5.2 Основные идеи bsc.
- 2.5.3 Построение bsc
- 2.5.4 Факторы успешного внедрения Balanced Scorecard, основные вопросы
- 2.5.5 Практика внедренияBsc
- 3. Финансовое планирование и методы прогнозирования
- 3.1 Цели, задачи, функции финансового планирования на предприятии
- 3.2 Система финансовых целей компании
- 3.3 Методы прогнозирования основных финансовых показателей
- 3.4 Бюджетирование деятельности предприятия
- 3.4.1 Теоретические аспекты бюджетирования деятельности предприятия
- 3.4.2 Особенности бюджетирования деятельности предприятий нефтегазовой отрасли
- Этапы интегрированного годового планово-бюджетного процесса в рамках вертикально-интегрированной цепочки компании
- 3.4.4 Основные бюджетные документы предприятий нефтегазовой отрасли
- 4. Анализ и управление внеоборотными активами предприятия
- 4.1 Экономическое содержание и источники финансирования внеоборотных активов
- 4.2 Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе
- 4.3 Расчет и оценка показателей движения основных средств
- 4.4 Расчет и оценка показателей использования основного капитала
- 4.5 Пути повышения эффективности использования основных фондов
- 5. Анализ и управление оборотными средствами компании
- 5.1 Политика предприятия в области оборотного капитала
- 5.2 Виды стратегии финансирования текущих активов
- 5.3 Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 5.4 Управление дебиторской задолженностью
- 5.5 Управление товарно-материальными запасами
- Анализ стоимости и структуры капитала
- 6.1 Стоимость капитала: понятие и сущность
- Стоимость основных источников капитала
- Средневзвешенная стоимость капитала
- Основные теории структуры капитала
- Риски и леверидж в финансовом менеджменте
- 7.1Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- Операционный леверидж компании
- Финансовый леверидж компании
- Риски в финансовом менеджменте
- 8. Дивидендная политика компании
- Дивидендная политика и возможность ее выбора
- 8.2 Факторы, определяющие дивидендную политику компании
- 8.3 Виды дивидендных выплат и их источники
- 8.4 Тенденции дивидендной политики российских компаний нефтегазовой отрасли
- Рейтинг наиболее ликвидных акций по дивидендной доходности в 2005 г.
- 9. Инвестиционная политика компании
- 9.1 Инвестиционные ресурсы компании и политика управления ими
- 9.2 Формирование собственных инвестиционных ресурсов предприятия
- 9.3 Формирование заемных инвестиционных ресурсов предприятия
- Новые инструменты финансирования
- Ipo– первоначальное публичное предложение ценных бумаг
- 9.5.1 Сущность понятия первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.2 Критерии и методы оценки эффективности проведения первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.3 Оценка стоимости проведения первичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.4 Факторы, влияющие на эффективность проведения первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo)
- 9.5.5 Процедура проведения публичного размещения ценных бумаг
- Ipo российских компаний за период 2005–2006 гг.
- 9.5.6 Проблемы и перспективы развития первичного публичного размещения ценных бумаг (ipo) в России
- 9.5.7 Анализ первичного публичного размещения акций (ipo) в нефтегазовой отрасли Российской Федерации
- 10. Оценка ценных бумаг компании
- 10.1 Акции
- 10.2. Облигации
- 10.3 Гибридное финансирование
- Список литературы