32 . Теория поведения потребителя. Закон убывающей предельной полезности.
Теория потребительского поведения рассматривает многие проблемы: как потребитель распределяет свои доходы, как это влияет на спрос на разные товары и услуги, почему изменены цены и доходов по-разному отражается на спросе на разные товары и услуги, почему одни из них более чувствительны, а другие - менее к этим изменениям. Черты: 1) у каждого из нас одни уже практически сформированы без учета цены предпочитаемых товаров. Так многие предпочитают весной потребить свежие ягоды, в которых больше витаминов, но увидев их цену, довольствуются вареньем или компотами из этих ягод, которые заготовили, когда цены на них были невысокие. 2) наши предпочтения транзитивны, т.е. переходны. 3) если не учитывать цену, то потребитель всегда предпочитает большее количество товаров меньшему. Характер предпочтений потребителя составляет основу его поведения. Рассмотрев предпочтения потребителя, надо проанализировать его возможности. Его решение зависит от цены на товары и услуги и от дохода, которым он располагает. Значит его бюджет всегда ограничен. И потому, когда он приобретает больше одного товара, тогда меньше сможет приобрести другого, и наоборот. Оптимальный набор должен находиться на бюджетной линии и имеет наиболее предпочтительное сочетание товаров. Второй закон Госсена (нем. экономист) гласит: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. Отсюда суть правила потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность. Далее, на поведение потребителя оказывает влияние изменение цен на товары и услуги. Когда мы говорили о предпочтениях и возможностях потребителя, то мы полагали, что цены на товары и услуги не меняются, хотя в реальной жизни так не бывает. Цены изменяются, это порождает два эффекта. Первый - это эффект дохода, суть его в том, что при уменьшении цены потребитель может больше купить данного товара, не сокращая при этом куплю другого товара, т.к. при неизменном денежном доходе, уменьшение цены на товар означает увеличение реального дохода покупателя-потребителя. Второй - эффект замены заключается в том, что если цена товара снижается, то у потребителя появляется желание купить его больше, взамен тех товаров, на которые цены остались прежними, но теперь они оказались относительно дороже. «Закон Энгеля» - с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши и на духовное развитие увеличивается. На поведение потребителя влияют окружающие его люди. 3 формы влияния, которые порождают соответственно 3 эффекта. 1. Эффект присоединения к большинству, когда потр-ль покупает то, что покупают все. 2. Эффект сноба, когда потребитель не желает делать то, что все, чтобы выделиться, отличиться, он никогда не купит то, что покуп все, большинство. 3. Эффект демонстративного, престижного потребления, чтобы произвести впечатление, подчеркнуть свое преимущество. Это еще называют «эффектом Веблена». Некот эк-сты выдел “спекулятивный эффект” в поведении потребителя в условиях дефицита; “эффект капризов”, сиюминутных желаний, т.е. нерац спрос.
- 1. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки.
- 2. Экономические категории. Экономические законы.
- 3. Экономическая теория, прогнозы и политика. Экономические цели общества. Позитивная и нормативная экономика.
- 35.Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
- 4. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей и их основные характеристики. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы и их классификация.
- 5. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристика ресурсов.
- 6. Экономические блага: классификация, основные характеристики.
- 7. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек.
- 8. Понятие эффективности. Экономическая и социальная эффективность.
- 36.Экономическая система общества:понятие и элементы. Критерии выделения экономических систем.
- 30. Собственность: понятие, эволюция, экономическая и юридическая трактовки.
- 37. Типы и формы собственности в рб. Реформирование собственности: национализация, разгосударствление, приватизация.
- 9. Натуральное хозяйство: сущность, черты и виды.
- 10. Рыночное (товарное) хозяйство: сущность, условия возникновения и виды.
- 11. Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция.
- 12. Понятие конкуренции и ее виды: совершенная и несовершенная конкуренция (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
- 13. Структура рыночной экономики. Классификация рынков.
- 31. Рыночная инфраструктура: сущность, элементы и функции.
- 14. Объективная необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.
- 38. Модели рыночной экономики: либеральная и социально-ориентированная. Особенности белорусской национальной модели экономической системы.
- 15. Спрос. Детерминанты спроса. Закон спроса и его графическая интерпретация.
- 16. Предложение. Детерминанты предложения. Закон предложения и его графическая интерпретация.
- 17. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Области экономической активности.
- 18. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене (точечная и дуговая0 и эластичность спроса по доходу.
- 19. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения.
- 32 . Теория поведения потребителя. Закон убывающей предельной полезности.
- 33. Понятие производственной функции. Изокванта и ее свойства. Изокоста и ее сочетание с изоквантой в поиске оптимума производителя.
- 20. Общий, средний и предельный продукт: понятие, измерение, взаимосвязь. Закон убывающей предельной полезности.
- 21. Понятие и классификация издержек: альтернативные, внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль.
- 22. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние, предельные издержки, их графический анализ.
- 39. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба и достижение оптимального размера предприятия.
- 23. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предельный доход. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли.
- 40. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты.
- 24. Национальная экономика: основные объекты, субъекты и цели.
- 25. Система национальных счетов (снс). Основные макроэкономические показатели. Дефлятор ввп и индекс потребительских цен.
- 26. Национальное богатство: его основные элементы и проблемы измерения.
- 41. Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
- 27. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления.
- 43. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.
- 28. Безработица: сущность, виды и социально-экономические последствия.
- 29. Инфляция: сущность, причины и виды. Социально-экономические последствия инфляции.
- 44. Деньги, сущность, виды и функции. Понятие денежных агрегатов.
- 45. Равновесие денежного рынка. Спрос и предложение денег.
- 46. Денежно-кредитная система: сущность, элементы. Функции центрального и коммерческих банков.
- 47. Финансовая система: сущность и ее основные элементы.
- 34. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы госбюджета. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.
- 48. Налоги: сущность, виды. Принципы налогообложения. Налоговая система рб.
- 49. Мировая экономика: предпосылки возникновения и этапы становления.
- 50. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве: международная торговля, движение капитала, миграция рабочей силы.